Содержание
Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации современного подростка: роль культурно-досуговой деятельности……………….….......стр.8
1.1. Общая характеристика процесса социализации человека………...…..стр.8
1.2. Значение социальных институтов в социализации современного подростка……...……………………………………………………………..стр.22
1.3. Роль культурно-досуговой деятельности в процессе социализации современного подростка.................................................................................стр.37
1.4. Возможности социальной работы в культурно-досуговой сфере в Ивановской области………………………………………...……………...……..…..стр.48
Глава 2. Результаты исследования процесса социализации современного подростка……………………………………………………………..……...стр.58
2.1. Социально-демографическая характеристика респондентов………..стр.58
2.2. Роль социальных институтов в социализации опрошенных респондентов………………………………………………………………...стр.61
2.3. Культурно-досуговая деятельность и свободное (досуговое) время опрошенных респондентов………………………………………………....стр.67
2.4. Склонность подростков к реализации потребности в саморазвитии и анализ их ценностных ориентаций…...…………………………………….стр.78
2.5. Экспертная оценка процесса социализации современного подростка в культурно-досуговой сфере………………………………………………...стр.87
Выводы ……….……………………………………………….......................стр.92
Рекомендации………………………………………………………………..стр.96
Заключение…………………………………………………………………..стр.98
Список использованных источников и литературы…………...………...стр.101
Приложения………………………………………………………………...стр.106
В настоящее время в городе существует множество культурно-досуговых молодежных учреждений разной направленности, где молодые люди могут проводить свое свободное время. В нашем исследовании мы решили узнать, каких культурно-досуговых учреждений не хватает молодым людям в Иванове.
Таблица 2.19
Мнение опрошенных о недостающих молодежных культурно-досуговых учреждениях в Иванове/ Ивановской области в зависимости от категории учащихся и пола, в % (N=100 человек)
Культурно-досуговых учреждений недостаточных в Иванове/ Ив.обл. |
Категория учащихся |
|||
Учащиеся гимназии |
Студенты колледжа |
|||
Мальчики |
Девочки |
мальчики |
Девочки |
|
Спортивных |
50,0 |
30,8 |
59,1 |
42,9 |
Развлекательных |
50,0 |
51,3 |
56,8 |
71,4 |
Военно-патриотических |
30,0 |
25,6 |
15,9 |
0,0 |
Научно-образовательных |
30,0 |
33,3 |
25,0 |
28,6 |
Религиозной направленности |
20,0 |
2,6 |
2,3 |
0,0 |
Свой вариант |
2,0 |
10,3 |
6,8 |
0,0 |
Из данных таблицы 2.19 видно, что большинство опрошенных считают, что в Иванове/ Ивановской области недостаточно развлекательных учреждений. Анализ данного вопроса и ответов об информированности молодых людей, показывает, что многие подростки не знают, какие культурно-досуговые учреждения присутствуют в их городе, а также называют учреждения развлекательного характера (кинотеатры, клубы, торговые центры), которых в г. Иваново в несколько раз больше по сравнению с учреждениями военно-патриотической или религиозной направленности.
В данном параграфе мы изучили культурно-досуговую деятельность, осуществляемую респондентами, а также узнали, как подростки проводят свое свободное время. Ученики обеих категорий имеют от 3 до 6 часов свободного времени в неделю, преимущественно проводя свой досуг пассивно (за компьютером или гуляя на улице). Подростки скорее удовлетворены проведением своего досуга, чем нет. Ученики гимназии в большей мере вовлечены в культурно-досуговую деятельность, по сравнению со студентами колледжа. Также все опрошенные подростки не более 2-3 раз в год посещают театры и музеи.
Главной причиной участия молодежи в культурно-досуговой деятельности опрошенные считают развитие себя как личности и расширение своего круга общения. Влияние культурно-досуговой деятельности на раскрытие своих талантов и определение будущего направления деятельности отмечают большинство подростков. Основной проблемой, мешающей активной культурно-досуговой деятельности подростка, опрошенные считают собственную пассивность и лень. Главной возможностью, реализующейся в сфере досуга, опрошенные мальчики и девочки из колледжа называют общение со сверстниками и восстановление сил, а ученики гимназии видят в сфере досуга не только возможность пообщаться со сверстниками, но и возможность саморазвития.
Список использованной литературы:
Список использованных источников и литературы:
Специальная литература:
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. 2000г. – 168 с. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с. Электронный ресурс: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учеб. пособие для вузов. Изд-во: Аспект Пресс, 2001. – 301 с. Электронный ресурс: http://lib100.com/book/social_psychology/soc_psy_personality от 05.06.16г Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера//Социс.-2001.-№12. С.84-92. Дюмазедье Ж. Досуг как сфера духовной деятельности/Ж.Дюмазедье. -М.: б.и., 1987. – 132 с. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки., 2005. №3. С. 124-128. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999. – 351 с. Ковалева А.И. Методологические проблемы исследования социализации. Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 19-24. Электронный ресурс: http://elibrary.ru/download/92920358.pdf от 17.10.2015г. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003, №1, С.109-115. Кон И.С. Ребенок и общество. М., "Академия", 2003г. – 336 с. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. – Социология культуры, духовной жизни [Текст]: автореф. дис. … канд. социол. наук/ Н.В. Котельникова. – Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. – С.19-20. Котельникова Н.В. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи. Электронный ресурс: Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. М.: 2003. – 432 с. Электронный ресурс: Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 854 с. Электронный ресурс: Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [Текст]: учеб. пособие/ Н.Ф. Максютин. – Казань: Медицина, 1995. – С.21. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В. Мудрик – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с. Орлова В.В. Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность / В.В. Орлова // Известия Томск, политехи, ун-та. 2010. Т. 316. № 6. С. 166-172. Электронный ресурс: Орлова В.В. Ценностные ориентиры и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе российского общества / В.В. Орлова // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2009. № 1. С. 71-75. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999. Электронный ресурс: от 16.05.16 Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.—СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с. Социология молодежи: Учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др.. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 575 с. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие /Под ред. Д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 328 с. Социальная работа с различными группами населения: Учебное пособие /Под ред. Д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008. Электронный ресурс: Социализация молодежи: учебник/ под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007. - 335 с. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие. Электронный ресурс: Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. Спб., 1997. – 192 с. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально- экономические науки. М., 2006, №3 - 140 с.
Нормативно-правовые документы:
Закон Ивановской области от 15.06.2007 N 80-ОЗ (ред. от 25.12.2015) "О государственной молодежной политике в Ивановской области" (принят Ивановской областной Думой 31.05.2007). Электронный ресурс: от 06.06.16г. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Электронный ресурс: от 31.05.16
Электронные ресурсы: