ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА УРОКЕ ИСТОРИИ.. 5
1.1 Содержание вспомогательных исторических дисциплин. 5
1.2 История развития вспомогательных исторических дисциплин. 7
1.3 Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин в школе 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА УРОКЕ ИСТОРИИ 18
2.1 Проблема разработки методики использования теоретической базы вспомогательных исторических дисциплин на уроке истории в научной литературе 18
2.2 Методика использования нумизматики и фалеристики на уроках истории 21
2.3 Методика использования теоретической базы вспомогательных исторических дисциплин в работе с документами на уроке истории. 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ.. 38
На уроке истории учитель использует теоретическую базу вспомогательных исторических дисциплин. Методика преподавания истории в основном разрабатывает вопросы использования на уроках истории таких знаний вспомогательных исторических дисциплин как работа с историческими источниками (в основном с документами). Используют педагоги теоретическую базу из нумизматики, исторической демографии, документоведения и др.
В целом вопросы использования теоретической базы вспомогательных исторических дисциплин в методики преподавания истории практически не разработаны, что определяет актуальность выбранной нами темы исследования «Использование теоретической базы вспомогательных исторических дисциплин на уроке истории».
В нашей работе в первой главе будут рассмотрены вопросы сущности и содержания вспомогательных исторических дисциплин, освящена история развития вспомогательных исторических дисциплин. Во второй главе мы рассмотрим вопросы методических основ применения теоретической базы специальных исторических дисциплин на уроках истории.
Цель нашего исследования: изучение использования теоретической базы вспомогательных исторических дисциплин на уроке истории.
Объект исследования: методика преподавания истории.
Предмет исследования: теоретическая база вспомогательных исторических дисциплин на уроке истории.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание вспомогательных исторических дисциплин; Определить историю развития вспомогательных исторических дисциплин; Выявить практическое использование вспомогательных исторических дисциплин в школе; Охарактеризовать проблему разработки методики использования вспомогательных исторических дисциплин на уроке истории в научной литературе; Изучить методику использования нумизматики и фалеристики на уроках истории; Определить методику использования теоретической базы вспомогательных исторических дисциплин в работе с документами на уроке истории.
Методологическую базу работы составили основные принципы педагогического познания: объективности, ценностного, комплексного и проблемного подходов, а также были применены следующие методы: сравнительный и системный. Также использованы общенаучные методы анализа и синтеза.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение и систематизация теоретического и практического материала по данной проблематике.
Список использованной литературы:
Ананьева, О. Б. Работа с источником на уроке истории / О. Б. Ананьева // Советская педагогика. – 1962. - № 4. – С. 17 – 19. Бирюков, С. А. Работа с архивными документами на уроках истории / С. А. Бирюков // Методика. - 2002. - №2. – С. 6 – 9. Ваганов, Ю. В. Памятки на уроках истории / Ю. В. Ваганов // Преподавание истории в школе. - 1989. - №4. – С. 32. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972. – 351 с. Вагин, А. А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах / А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1959. – 276 с. Воронина, Н. И. Экспедиция «В поисках сокровищ»: путеводитель / Н. И. Воронина. – М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2011. – 19 с. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский. – М.: Владос, 2000. – 176 с. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2000. – 160 с. Ганушчанка, Н. Актуальныя пытанні выкладання гісторыі у агульнаадукацыйных школах / Н. Ганушчанка // Гісторыя: праблемы выкладання. – 1999. - № 3. – С. 3 – 6. Гора, П. В. Развитие познавательных способностей учащихся при обучении истории / П. В. Гора. – М. : МГПИ, 1974. – 264 с. Гусарова, Т. П. Введение в специальные исторические дисциплины / Т. П. Гусарова, О. В. Дмитриева, И. С. Филиппов. – М., 1990. – 523 с. Дайри, Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Н. Г. Дайри. – М. : Просвещение, 1966. – 438 с. Забельникова, О.В. Использование исторических источников / О.В. Забельникова // Гiсторыя: праблемы выкладання. - 2009. - № 10. – С. 14 – 16. Короткова, М. В. Вспомогательные исторические дисциплины как основа для реализации образовательных программ для школьников / М.В. Короткова // Наука – образованию. – 2015. - № 5. – С. 169 – 176. Короткова, М. В. Музейные издания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской аудиторией / М. В. Короткова // Наука и школа. – 2015. – № 2. – С. 173– 179. Короткова, М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. – М. : Владос, 2000. – 272 с. Лернер, И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся / И. Я. Лернер. – М. : Издательство Академии наук. – 231 с. Манданова, Е.С. Развитие познавательных умений учащийся при изучении исторических источников / Е. С. Манданова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 10. – С. 31 – 32. Мішына, І. Некаторыя метадалагічныя і метадычныя падыходы да выкладання і вывучэння гісторыі у школе / І.Мішына // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1993. - № 4. – С.98 – 100. Румянцев, В. Я. Работы с историческими источниками / В. Я. Румянцев // Преподавание истории в школе. - 2003. - №3. – С. 9-11. Саликов, В. Свидетель эпохи (организация работы с документами) / В. Саликов // Учитель года. - 2003.- № 8. – С. 42 – 45. Троицкий, Ю. Л. Нужен ли школе учебник истории? / Ю. Л. Троицкий // Полемика. – 2003. - № 4. – С. 18 – 20. Умбрашко, К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории / К. Б. Умбрашко // Преподавание истории в школе. - 1996. - № 2. – С. 18 – 20. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: уроки нового поколения / В. В. Шоган. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 128 с.