Оглавление
Введение…………………………………………………………………… |
3 |
1. Возможности социальной работы в профилактике раннего материнства………………………………………………. |
5 |
1.1 Особенности раннего материнства………………………………. |
5 |
1.2 Роль различных секторов социальной сферы в реализации программ репродуктивного здоровья подростков и молодежи…………… |
11 |
1.3 Сущности социальной работы как профессиональной деятельности по профилактике раннего материнства…………………….. |
18 |
2. Внедрение технологий сохранения репродуктивного здоровья молодежи в практику социальной работы…… |
23 |
2.1 Программа занятий для старших подростков «Факторы, обуславливающие состояние репродуктивного здоровья»……………….. |
23 |
2.2 Анализ эффективности внедрения программы в практике социальной работы………………………………………………………….. |
30 |
2.3 Рекомендации по организации консультирования подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья…………………………. |
33 |
Заключение……………………………………………………………… |
37 |
Список использованных источников……………………….. |
39 |
Приложение………………………………………………………………. |
41 |
Программой предусматривается различная форма проведения занятий. Подростки, находящиеся на начальных стадиях полового созревания, предпочитают пассивные методы получения информации - беседы и лекции. Подростки уже имеющие сексуальный опыт, как правило, предпочитают интерактивное обучение (ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии) и консультирование.
2.2 Анализ эффективности внедрения программы в практике социальной работы
Исследование проводилось на базе СШ № 15 г.Минска.
Испытуемыми являлись граждане Республики Беларусь, проживающие в данный момент в городе Минске, в возрасте от 17 до 17 лет. Всего было опрошено 50 человек: из них 28 девочек 22 мальчика.
Исследование проводилось по следующим направлениям:
1) диагностика информированности о проблеме репродуктивного здоровья
2) внедрение разработанной программы
3) определение эффективности разработанной программы.
Для измерения информированности подростков о проблеме репродуктивного здоровья использовался метод индивидуального формализованного анкетного опроса. Данный метод соответствуют нашим целям, так как дает возможность опросить большое количество респондентов за короткое время.
Анкета нацелена на изучение уровня информированности школьников о проблеме репродуктивного здоровья.
Анкета состоит из 15 вопросов открытого типа, касающихся различных аспектов состояния и сохранности репродуктивного типа (Приложение 1).
Способ работы с анкетой излагался в инструкции для испытуемых: (например респондент должен был выразить отношение к предлагаемому утверждению в виде выбора одного или нескольких из предлагаемых вариантов, также в некоторых вопросах возможно указание своего варианта ответа.)
Для решения задач на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа и обобщения данных научно-методической литературы.
Таким образом, использование методик, адекватных решению поставленных задач, а также применение методов математической обработки данных, позволяющих выявить достоверные статистические тенденции, дает возможность изучить информированность подростков о проблеме сохранности репродуктивного здоровья.
Обобщенные результаты анкетирования представим в виде таблицы 1 Приложение 2. По итогам анкетирования были получены следующие результаты. Подавляющее число респондентов экспериментальной группы на вопрос "Репродуктивное здоровье - это…", ответили правильно: "Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия", а из подростков контрольной группы всего лишь 24% школьников дали правильный ответ.
Проблема репродуктивного здоровья остро стала во всем мире, вот поэтому все силы должны быть направлены на ее решение. В первую очередь родители должны закладывать необходимые знания. На вопрос "Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье", 40% школьников контрольной группы ответили "Да", в свою очередь, в экспериментальной группе положительно ответили только 24%. На вопрос "Заходит ли у вас в компании разговор о репродуктивном здоровье, о беременностях, абортах, половых контактах" − 52 % испытуемых экспериментальной группы - ответили, что регулярно стали обсуждать эти темы. Так же существует проблема плохого информирования, некачественная информация или просто напросто ее недостаток. Большинство школьников обеих групп сходятся во мнении, что в наше время можно было бы лучше информировать учащихся, студентов по проблеме репродуктивного здоровья в СМИ, школах университетах, на телевидении.
Список использованной литературы:
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика /Ю.П. Азаров.- М.: Смысл, 2005. – 496с. Афанасьева, Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений /Т.М. Афанасьев. - М.: Просвещение, 2006. -510с. Батуев, А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства /А.С. Батуев// Психология сегодня, 2006.-вып.4.-с.69-70. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие / К.В. Беззубик. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368с. Брутман, В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г.Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии, 2002. - № 3. - С. 110–118. Брутман, В.И. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов /В.И. Брутман//Вопросы психологии.-2002.-№1.-с.59-69. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова. - М.:Акадкмия, 2002. – 350с. Бурова, С.Н. Гендерные аспекты подготовки молодежи к браку и семейной жизни /С.Н. Бурова// Социология. - 2000. - № 4. - С. 37 - 45. Воднева, А.И. Молодежь о браке и семье: идеалы, иллюзии, реальность /А.И. Воднева// Адукацыя i выхаванне. - 2000. - № 4. - С. 31 - 36. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства /Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 90 - 97. Гурьянова, Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов / Т.А. Гурьянова // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. – Томск: Томский государственный университет, 2004. – 862 с. Григорьева, И.А. Теория и практика социальной работы: учебник / И.А. Григорьева, В.Н. Келасьев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 362с. Дружинин, В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Заря, 2000. – 366с. Девятых, С.Ю. К вопросу об источниках представлений юношей и девушек об идеальных родителях /С.Ю. Девятых// Актуальные проблемы гармонизации социально-трудовых отношений. Материалы шестой международ, науч.-практич. конференции. - Витебск: МИТСО, Витебский фил., 2003. - С. 29 - 33. Исупова, О.Г. Социальный смысл материнства в современной России / О.Г. Исупова//Социс.-2000.-№11.-С.10-36. Кочарян А.С., Кожина М.Ю. Особенности структуры материнства у беременных женщин с разным типом полоролевой идентичности // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Серія: «Психологія». – 2010. – №902. – Вип. 43. – С.104-107. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник /А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 316с. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2007. – 520с. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова – М., Педагогика, 2009. – 397с. Матвеева, Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности /Е. К.:ВГГУ, 2004. – 302с. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещеряков// Вопросы психологии, 2000. - № 5. - С. 18–27. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2003. - 319 с. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, – 272с. Цыркун, И. И. Гендерные аспекты подготовки будущих педагогов к воспитанию детей в свете национального плана действий по обеспечению гендерного равенства. / И. И. Цыркун // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / Бел.гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Л. Н. Воронецкая, Е. А. Панько, Т. В. Поздеева и др.; под общ.ред. Л. Н. Воронецкой, Т. В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2010. – 260 с. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие /Г.Г. Филипплова.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Академ. проект, 2007. – 526с. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – 6-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 587с.