СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 5
1.1 Сущность, цели и признаки юридического образования. 5
1.2 Формы юридического образования населения в Республике Беларусь. 7
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ.. 12
2.1 Правовое воспитание как категория общей теории права. 12
2.2 Цели и формы правового воспитания, их характеристика. 15
2.3 Правовое воспитание населения в Республике Беларусь. 19
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
Формы юридического образования в Республике Беларусь можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от места их осуществления выделяют правовое обучение в средних и высших неюридических учреждениях образования, досуговых центрах, городских и сельских очагах культуры, подростковых кружках и секциях, в учреждениях и организациях системы профессионального юридического образования, в системе уголовно-исполнительных учреждений. В зависимости от контингента формы юридического образования классифицируются на: 1) массовое (или всеобщее) правовое обучение; 2) индивидуальное правовое обучение правонарушителей, несовершеннолетних преступников и молодых людей с девиантным и конфликтным поведением.
Понятие правового воспитания рассматривается в двух смыслах – широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле – целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Главной целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Второстепенными целями правового воспитания являются правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике. Главная задача правового воспитания заключается в привитии индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Второстепенными задачами правового воспитания являются: повышение правовых знаний, реализация их на практике, повышение уважения к праву, достижение правомерного поведения гражданами, устранение правового нигилизма.
Правовое воспитание выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая – в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов, активной позиции в предупреждении правонарушений, оказании помощи правоохранительным органам в поддержании правопорядка в государстве.
Правовое воспитание в Республике Беларусь осуществляется в форме организации и проведения таких мероприятий, как: выступления в трудовых коллективах, учреждениях образования, по месту жительства граждан; участие в проведении семинаров, лекций, круглых столов, брифингов по обсуждению наиболее актуальных тем профилактики правонарушений; выездные приемы граждан (организуются в общественных пунктах охраны порядка, сельских советах и других административных территориях); выступления в средствах массовой информации (СМИ).
Правовое воспитание тесно связано с юридическим образованием: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем, весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а образование – на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.
Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.
Список использованной литературы:
Ахметов, А.С. Сущность правового образования / А.С. Ахметов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки . – 2016. – № 1–2. – С. 3–9. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 552 с. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 194 с. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с. Жоголь-Лабзеева, И.П. Формирование гражданской культуры / И.П. Жоголь-Лабзеева // Праблемы выхавання. – 2009. – № 1. – С. 17–21. Золотухин, В.М. Правовая культура и образование / В.М. Золотухин, С.В. Суслова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. – № 2. – C. 178–181. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ, 2000. – 368 с. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (в ред. Закона от 9 января 2019 г. № 169-З) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 104-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин. – М.: Городец, 2008. – 782 с. Поляков, А.В. Общая теория права: Учебник / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – 472 с. и др.