Общая характеристика учебной дисциплины «Государственное управление», ее место в системе научного знания. Управление, его характерные признаки. Управленческая парадигма: процесс формирования и современные тенденции. Государственное управление: понятие, сущность, специфика. Эволюция науки государственного управления, ее основные этапы. Основные положения и специфические особенности «классической научной школы» и «школы человеческих отношений». Направления развития теории государственного управления во 2-й половине 20 в. Английская научная школа государственного управления. Германская научная школа государственного управления. Французская научная школа государственного управления. Американская школа государственного управления. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси. Общая характеристика субъектов государственного управления. Государство – консолидирующий субъект государственного управления. Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация. Целеполагание в государственном управлении: сущность, принципы формирования «древа целей». Классификация целей государственного управления. Цели и приоритеты государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе Функции государственного управления. Общие и специальная функции, их характеристика. Методы государственного управления, классификация и характеристика основных групп. Система управления: сущность, свойства, структурные элементы. Система государственного управления, ее свойства, особенности. Прямые и обратные связи в системе государственного управления. Понятие ответственности в государственном управлении, ее виды. Представительство интересов в государственном управлении: сущность, виды. Лоббизм, его позитивные и негативные стороны. Трипартизм. Общественное мнение и его функции в государственном управлении. Сущность бюрократического управления. Основные концепции и модели бюрократии Бюрократизм: содержание понятия, причины появления, меры преодоления. Основные свойства бюрократизма и меры по его преодолению. Коррупция в системе государственного управления. Последствия коррупции и меры по ее устранению. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов. Правовое обеспечение государственного управления. Информационное обеспечение государственного управления. Кадровое обеспечение государственного управления. Финансовое обеспечение государственного управления Понятие эффективности и результативности государственного управления. Виды эффективности. Критерии и показатели эффективности государственного управления. Методы оценки эффективности государственного управления. Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления. Признаки организационной структуры государственного управления, правила ее формирования. Основные этапы реформирования организационной структуры государственного управления Республики Беларусь. Понятие государственного аппарата, его черты и особенности. Система государственных органов и их виды. Структура государственного органа и ее элементы. Последовательность и принципы разработки структуры государственного органа. Основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки. Статус и полномочия главы государства в странах с монархической формой правления. Институт президентуры. Полномочия Президента в системе государственного управления (на примере стран с различными формами правления). Роль Президента Республики Беларусь в системе государственного управления. Статус, полномочия, процедурные вопросы. Администрация Президента Республики Беларусь: статус, структура, функции, порядок формирования. Консультативно-совещательные и иные органы при Президенте Республики Беларусь (Совет Безопасности Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь: основные направления деятельности, функции, структура). Институт законодательной власти: сущность, порядок формирования, полномочия, руководящие органы (на примере стран с разными формами правления). Законодательная власть Республики Беларусь в системе государственного управления. Роль судебной власти в системе государственного управления (на примере стран с разными моделями судебных систем). Судебная власть Республики Беларусь в системе государственного управления. Контроль в системе государственного управления. Комитет государственного контроля Республики Беларусь: статус, функции, компетенция. Государственные органы особой компетенции Республики Беларусь. Институт прокурорского надзора в системе государственного управления Республики Беларусь. Правительство в системе органов государственного управления (на примере стран с различными формами правления). Правительство Республики Беларусь в системе государственного управления, его статус, структура, основные полномочия. Органы государственного управления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью (Министерство иностранных дел Республики Беларусь). Органы государственного управления обороной Республики Беларусь (Министерство обороны Республики Беларусь, Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь). Органы государственного управления правоохранительной деятельностью (Министерство внутренних дел Республики Беларусь). Органы государственного управления национальной безопасностью (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь). Органы государственного управления юстицией Республики Беларусь. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Цели, задачи, основные направления деятельности. Министерство экономики – центральное звено управления экономической сферой. Органы государственного управления промышленностью и энергетикой Республики Беларусь. Органы государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Органы государственного управления строительным комплексом Республики Беларусь и жилищно-коммунальным хозяйством Республики Беларусь. Органы государственного управления финансами, кредитом и налогами в Республике Беларусь. Органы государственного управления природным комплексом Республики Беларусь и лесным хозяйством Республики Беларусь. Органы государственного управления транспортным комплексом Республики Беларусь. Органы государственного управления в области стандартизации, статистической информации и в сфере управления государственным имуществом Республики Беларусь. Органы государственного управления в сфере труда и социальной защиты, охраны и развития здоровья граждан, образования и информации в Республике Беларусь. Органы государственного управления в сфере науки и культуры Республики Беларусь. Органы государственного управления в сфере торговли, связью и информатизацией Республики Беларусь. Местное управление и самоуправление: понятие, сущность. Организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Органы административно-государственного управления в зарубежных странах. Государственная служба как публично-правовой институт. Правовой статус и классификация государственных служащих. Понятие, содержание и характеристика государственно-управленческого процесса. Специфика административно-управленческого процесса. Управленческое решение как основа управленческого процесса. Государственно-управленческие решения. Виды государственно-управленческих решений, их классификация. Сущность и специфика административно-управленческих решений. Специфика государства как субъекта принятия решений. Участники процесса принятия государственно-управленческих решений. Типы лидерства и стили руководства в государственном управлении. Задачи государства как субъекта принятия решений. Представление и продвижение интересов активных групп общества при подготовке и принятии государственных решений. Научные концепции и подходы к принятию государственно-управленческих решений. Основные теоретико-методологические подходы к разработке государственно-управленческих решений (ситуативный, системный, контингентный). Методы разработки и принятия управленческих решений. Ценностные ориентации и нравственно-этические основы принятия государственно-управленческих решений. Согласование интересов личности, общества и государства при принятии решений. Влияние внешней среды на принятие государственно-управленческих решений. Особенности внутренней среды принятия государственно-управленческих решений. Объективные и субъективные противоречия в процессе принятия государственно-управленческих решений. Основные особенности процесса подготовки и принятия государственно-управленческих решений. Процедура диагностики ситуации. Методы диагностики. Разработка альтернативных вариантов решений. Оценка и выбор альтернатив. Специфика этапа принятия государственно-управленческих решений. Корректировка государственно-управленческого решения. Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений. Информационно-аналитическая поддержка процесса разработки и принятия решений. Особенности принятия решений в системе государственного управления. Документальное закрепление управленческих решений. Принятие решений в условиях неопределенности. Причины и типология рисков, возникающих при принятии государственных управленческих решений. Реализация государственно-управленческого решения. Контроль выполнения государственно-управленческих решений. Оценка результатов реализации решений. Основные виды управленческих технологий, их характеристика. Технологии государственного управления. Информационные технологии в управлении. Понятие инновационных технологий. Инновационные технологии в сфере управления. Инновационные технологии в государственном управлении Республики Беларусь. Общая характеристика «электронного правительства» и его функции. Основные модули и элементы электронного правительства. Электронное правительство и цифровая демократия. Внедрение системы «электронного правительства» в Республике Беларусь.
Управленческая парадигма: процесс формирования и современные тенденции.
Можно сказать, что управление – это специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах.
В самом общем понимании управление – это всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата. Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма .
Научный термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теория», «концепция», «доктрина», «модель», «представление», «система взглядов». В более общем виде, парадигма это то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования.
Для анализа и совершенствования практики управления большое значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы. Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. В них аккумулирован социальный опыт (положительный и негативный) многих поколений.
Процесс формирования парадигмы – это движение мысли, образ объекта или действия на основе, прежде всего, индивидуального опыта, затем учет и использование группового знания и опыта и далее – экспертиза модели (проекта) парадигмы с учётом принципов и законов управления . Социальная проблема заключается в том, какой системой ценностей руководствуется управленец при исполнении должностных обязанностей, на какие принципы и законы управления он ориентируется и знает их.
Любая система управления имеет иерархическую составляющую и потому несколько уровней управления. Соответственно складываются общая и частная управленческие парадигмы. Их содержание отражает как общее (на уровне общества), особенное (отраслевой и региональный уровни), так и конкретное (на уровне отдельных трудовых организаций). Чем шире объект парадигмального отражения, тем значительнее должен быть представлен интеллектуальный компонент парадигмы.
Парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий. Управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.
Тенденции мирового развития оказывают определенное влияние на практику управления, предопределяя необходимость формирования новой управленческой парадигмы. В связи с этим отметим некоторые современные тенденции развития управления. В их числе: усиление социальной ориентации систем управления на потребителя; усиление внимания к технологии управленческого труда, основе его совершенствования и оптимизации; профессионализация управленческого труда; переход от непосредственного воздействия на человека к формированию микросреды, в которой люди реализуют себя как личности; умение осознавать социальную значимость и полезность управленческого труда, расширение на практике «сервисного управления» – интеллектуального обслуживания аппаратом управления коллективного труда, жизнедеятельности трудовых организаций; интернационализации теории и передовой практики управления.
Современная управленческая парадигма должна иметь четкие ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки на цели и содержание процесса управления с учетом состояния соответствующей системы управления.
4.Государственное управление: понятие, сущность, специфика.
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно представляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.
Природу и специфику государственного управления определяет следующее:
во-первых, субъект управления. В качестве субъекта целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий выступает государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) государства. Государство как «мозговой центр» дает «импульсы – приказы» государственному управлению; во-вторых, государственное управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти. Законы и иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, установленные государственной властью, являются общеобязательными, обеспечиваются авторитетом и силой государства; в-третьих, специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре внимания государственного управления лежат решения общих (публичных) дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп; в-четвертых, комплексный характер методов и средств государственного воздействия. Используются не только правовые, политические, экономические методы (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование), но и методы принуждения, например, с помощью правоохранительных государственных органов.
Особая социальная функция государственного управления направлена на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
Ссущность государственного управления предполагают возможность его рассмотрения и как системы, и как процесса. Государственная власть и управление в своей основе имеет правовую и политическую легитимность, а при реализации опирается на силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.
Рассмотрим государственное управление в широком и узком смысле.
В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль ,за соблюдением в обществе правозаконности и правопорядка.
В узком смысле под государственным управлением понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.
Государственное управление имеет следующие масштабы применения
– общегосударственный масштаб, региональный, местный уровни, уровень отдельной сферы и отрасли, коллектива. Оно осуществляется органами государственного управления и должностными лицами и всегда имеет властный характер.
Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений и процессов, протекающих в обществе, выполнением «общих дел», преодолением возникающих конфликтов, решением проблем социального неравенства и т.д.
Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его деятельности , функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными.
Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков, исходя из ориентаций, данных публичной властью.
В развитых странах границы государственного управления определяются на основе принципа субсидиарности (от латинского subsidiaries – вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица представляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования.
Возможности государственного управления определяются:
волей и силой государственной власти. Безвольное, рыхлое, не имеющее стратегической линии государство не способно выполнять свои задачи и функции. Сильная суверенная власть государства обладает верховенством в обществе, правом на принуждение в рамках закона и принятия обязательных для всего общества решений;
По сути, процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных процессов, событий и явлений.
уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления (формами и методами государственного управления, общей, политической и юридической культурой государственных служащих, их профессионализмом, моральными качествами и т.д.); располагаемыми ресурсами. Речь идет о всех видах ресурсов, не только о природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсах, но и о ресурсах политических, идеологических.
При недостаточности ресурсов или игнорировании их наличия государственное управление не обеспечит целевое решение поставленных целей и задач.
При этом принципиально важным является качество распоряжения ресурсами, что представляет собой наиболее надежный показатель учета общенациональных интересов в процессе государственного управления.
Список использованной литературы: