СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………….………………………… 3

Глава 1. Социально-философские истоки суфизма ………………………..….. 7

1.1 История возникновения суфизма ……………………………………..……. 7

1.2 Духовные предпосылки возникновения суфизма ……………….………. 18

1.3 Основы суфийского учения ………………………………………..……… 27

Глава 2. Проблема человека в философии суфизма ………………….……… 33

2.1 Философские основания проблемы личности в суфизме ……………….. 33

2.2 Социальная этика суфиев ……………………………………………...….. 39

2.3 Духовность человека с точки зрения суфийской концепции любви …… 45

2.4 Измерения личности и ее свободы в суфийской философии …………. 53

Заключение …………………………………………………………………..…. 64

Список использованной литературы ……………………………….………… 66



Фрагмент работы:

Суфийским учениям, начало формирования которых относятся к середине VIII — началу IX века, был изначально присущ анализ мельчайших движений человеческой души, скрытых мотивов его поступков, повышенное внимание к личному переживанию и внутреннему сознанию религиозных доктрин. Современная эпоха, с пониманием относящаяся лишь к приятному, удобному (комфортному)и полезному, ослабила в значительной мере именно внутренний мир человека; на место интуиции и вдохновения пришли трезвый расчет и желание почерпнуть истину, исходя лишь из одного эмпирического опыта. Экстаз, это высшее вдохновение, с помощью которого суфии пытались охватить предмет непосредственно, действительно играет очень большую роль в человеческой жизни.

Существуя в эпоху всеобщего отчуждения и самоотчуждения, человек становится бездушным, а тем самым и бездуховным, то есть характеризуется неразвитостью души, чувственных переживаний, что приводит в свою очередь к неразвитости в выборе ценностных ориентаций. Сложившаяся ситуация делает еще более актуальными те учения, в которых уделяется первостепенное внимание не просто проблеме человека как малого мира, который на своем пути к нравственному и духовному совершенству обнаруживает целое множество стоянок (ед.ч. макам) и состояний (ед.ч. хал). Согласно Ибн Араби. между абсолютно трансцендентной и материальной областями Божественного мира находится промежуточный мир подобий (алам ал-мисал), куда проникает лишь воображение суфия. Таким образом, суфизм напоминает о том, что даже самые светлые помыслы не следует проводить в общественную жизнь слишком непреклонно; требуются остановки, стоянки, чувство меры во всем.

Актуальность исследования заключается в направленности суфизма на проблему человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Философские идеи суфиев привлекают, прежде всего, своей ориентированностью на мир радостей и печалей человека, на его внутренний мир. Привлекательность для широких слоев населения суфизма заключается в том, что путь интуитивного познания Бога сливается здесь с нравственным самоочищением личности, с ее самосовершенствованием.

Проблема человека в философии суфизма специально в литературе не анализировалась. Хотя суфизм и составляет предмет систематических исследований в многочисленных трудах, тема внутреннего мира человека, соотношения абсолютного и человеческого, трансцендентного и явного в философии суфиев еще не получила достаточного осмысления. Тяжело согласиться с мнением, что философия суфизма сводится только к творчеству Ибн Араби и Ас - Сухраварди. К суфизму еще ранее сочувственно относился критик философов шафиит Аль-Газали, который узаконил в глазах многих факихов идеи суфиев. Учение суфизма широко распространял ханбалит из Багдада Аль-Дисилани.

Практически все великие персидские поэты представляют из себя пантеистических мистиков. Таковы Ф. Аттор и Джалолитдин Руми, которые в форме рифмованных историй описывают суфийскую любовь. Они воспевали экстаз как утрату ограниченного земного «я» и слияние с «беспредельным морем» божества. Основное сочинение — «Духовный маснави» (энциклопедия суфийского учения и фольклора, которую, зачастую называют «персидский Коран»).

Представление о суфизме и месте в нем человека вырабатывались, опираясь не только на труды зарубежных исследователей, как И. Гольдциер, Г.Ю. Грюнебаум, Л. Гарде, А. Массе, А. Корбэн, Р. Дози, Т Изутцу, Д. Макдональд, А. Массиньон, Ф. Николсон, А. Мец, Дж.С. Тримингем, М. Хортен. Ж. Пирен. М. Уотт. Дж. Хаурани, но и на исследования отечественных востоковедов, как B.В. Бартольд, Д.М. Азаматов, Е.А. Беляев, Д.Ж. Валеев, В.М. Борисов, М.В. Вагабов, В. Жуковский, Б.С. Галимов, Е. Бертельс, Г.М. Керимов, И.А. Крывелев, Л.И. Климович, М.А. Радионов, М.Б. Пиотровский, И.П. Петрушевский, C.Н. Семенов, Я.М. Ханмагамадов, М.Т. Степанянц, Е.Г. Яковлев.

В последнее время некоторые современные отечественные авторы обращают пристальное внимание на философское ядро суфизма. Например, М.Т. Степанянц пытается учитывать те варианты религиозного «возрожденчества», к числу которых относится и суфизм, что ориентированы на поиск внутренних стимулов развития традиционного общества и человека, который испытывает настоятельную потребность в ценностных ориентациях.



Список использованной литературы:

 

Абдун осир ова Х.Э. Суфизм: мистико-аскетическое н апр авлен ие в исламе / Х.Э. Абдун осир ова // Н овый ун ивер ситет. Сер ия: актуальн ые пр облемы гуман итар н ых и обществен н ых н аук. – 2014. - №2(35). – С. 53-56. Ал Кор ан  Магомедов, пер еведён н ый с ар абского языка н а ан глийский ... Геор гием Сейлем, и с пр исовокуплен ием обстоятельн ого и подр обн ого описан ия жизн и лжепр ор ока Магомеда, сочин ен н ого славн ым доктор ом Пр идо. 1 / с ан гл. н а р ус. пер евел А. Колмаков. - пр и Имп. Акад. Н аук, 1792. - 164 с. Аль Газали Абу Хамид. Воскр ешен ие н аук о вер е / Аль Газали Абу Хамид. - М.: Изд-во «Н аука», 1980. - 376 с. Ан др еев О.А. Духовн ое возр ожден ие личн ости чер ез ан ализ мир овых р елигий / О.А. Ан др еев. - Р остов н /Д., 2003.- 320 с. Ар зыбаева А.С. Истин н ая суть суфизма / А.С. Ар зыбаева, С.Т. Жапар акун ов, Б.М. Ахмедов // Н аука и н овые техн ологии. – 2008. - №1-2. – С. 138-141. Бар тольд В.В. Мусульман ский мир  / В.В. Бар тольд. – СПб.: Н аука и школа, 1922. – 92 с. Бедр ицкая А.Р . Философско-лин гвистический ан ализ тер мин а суфизм / А.Р . Бедр ицкая // Известия Сар атовского ун ивер ситета. Н овая сер ия. Сер ия: Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Т.13. - №1. – С. 7-9. Бер тельс Е.Э. Суфизм и суфийская литер атур а. Избр ан н ые тр уды / Е.Э. Бер тельс. - М.: Издательство восточн ой литер атур ы, 1965. – 566 с. Булатов А.С. Пр облема ген езиса суфизма: методологический аспект / А.С. Булатов // Социальн о-гуман итар н ые зн ан ия. – 2009. - №10. – С. 435-441. Гольдциер  И. Лекции об Исламе / И. Гольдцигер  / Пер . с н ем. А.Н . Чер н овой. – СПб.: Бр окгауз-Ефр он , 1912. - XII, 302 с. Гор фун кель А.Х. Философия эпохи Возр ожден ия: [учебн ое пособие для философских факультетов и отделен ий ун ивер ситетов] / А.Х. Гор фун кель. – М.: Высшая школа, 1980. - 368 с. Джавад Н ур бахш. Иисус глазами суфиев / Н ур бахш Джавад. - М., 1999.- 276 с. Джами А. Лир ика; Поэмы; Весен н ий сад : [Пер евод] / А. Джами; [Вступ. ст., с. 5-34, сост. и пр имеч. А. Афсахзода; Худож. В. Безушко]. - Душан бе: Адиб, 1989. – 662 с. Зн ать, видеть, быть, или что такое суфизм? / Жур н ал «Н аука и р елигия». – 1994. - №10. - С. 30-37. Ибр агим Т.К. Суфийская кон цепция «совер шен н ого человека» / Т.К. Ибр агим // Человек как философская пр облема: Восток-Запад. - М., 1991. - С.62-76. Идр ис Шах. Суфизм / Шах Идр ис. - М., 1994. - 445 с. Ин аят Хан  Хазр ат. Введен ие в суфизм / Хазр ат Ин айят-хан . – М.: Амр ита-Р усь, 2012. – 110 с. Ин аят Хан  Хазр ат. Суфийское послан ие о свободе духа / Пер . с ан гл. А. Балакин а. - М., 1914. - 89 с. Ин аят Хан  Хазр ат. Учен ие суфиев / Хазр ат Ин айят-хан . - М.: «Сфер а», 2000. - 349 с. Казан ский К. Суфизм с точки зр ен ия совр емен н ой психопатологии / К. Казан ский. - Самар кан д, 1905. - 150 с. Кар л В.Э. Суфизм / Пер . с ан гл. А. Гор ькавого. - М.: «ФАИР -Пр есс», 2002. - 320 с. Кер имов Г.М. Суфизм: мистическая ветвь в исламе / Г.М. Кер имов // Вопр осы н аучн ого атеизма. Вып. 38. Мистицизм: пр облемы ан ализа и кр итики / Р ед. кол. В.И. Гар аджа (отв. р ед.) и др .; Акад. обществ. н аук ЦК КПСС. Ин -т н аучн ого атеизма. - М.: Мысль, 1989. - С. 109-126. Кимелев Ю.А. Философия р елигии: Систематический очер к / Ю.А. Кимелев. - М.: «Nota Bene», 1998. - 276 с. Кн ыш А.Д. Суфизм / А.Д. Кн ыш // Ислам. Истор иогр афические очер ки. - М.: «Н аука», 1997. - С. 109-188. Кн ыш А.Д. Н екотор ые пр облемы изучен ия суфизма / А.Д. Кн ыш // Ислам: Р елигия, общество, государ ство. - М.: «Н аука», 1984. - С.87-98. Колесн иков А.С. Суфизм — философия в р амках мистицизма / А.С. Колесн иков // Истор ия философии: Учебн ик для вузов. - СПб.: Питер , 2010. - 656 с. Кр ымский А.Е. Очер к р азвития суфизма до кон ца III века Гижр ы / А.Е. Кр ымский. - Москва : тип. и словолитн я О.О. Гер бек, 1895. – 49 с. Кур бан мамадов А. Эстетическая доктр ин а суфизма / А. Кур бан мамадов. - Душан бе: «Дон иш», 1987. - 108 с. Мухаммедходжаев А. Гн осеология суфизма / А. Мухаммедходжаев. - Душан бе: «Дон иш», 1990. - 192 с. Р ахматуллин  Р .Ю. Модель человека в суфизме / Р .Ю. Р ахматуллин  // Вестн ик ВЭГУ. - 2014. - №3 (71). - С. 118-126. Р ахматуллин  Р .Ю. Он тологизир ован н ые обр азы в н аучн ом позн ан ии (ген езис и фун кции): дис.... д-р а филос. н аук. / Р .Ю. Р ахматуллин . - Уфа, 2000. – 276 с. Р ахматуллин  Р .Ю. Суфийская ан тр опология / Р .Ю. Р ахматуллин  // Исламоведен ие. – 2013. - №1. – С. 64-74. Смир н ов В.А. Великий шейх суфизма (опыт пар адигмальн ого ан ализа философии Ибн  Ар аби) / В.А. Смир н ов. - М., 1993. - 328 с. Соловьев В.С. Смысл любви / В.С. Соловьев // Избр ан н ое. - М., 1990. Степан ян ц М.Т. Философские аспекты суфизма / М.Т. Степан ян ц. - М., 1991. - 369 с. Тр имин гэм Дж.С. Суфийские ор ден ы в исламе / Пер . с ан гл. А.А. Ставитской. - М.: «София», «Гелиос», 2002. - 480 с. Успен ский П.Д. Психология возможн ой эволюции человека / П.Д. Успен ский // Заблуждающийся р азум? - М., 1990. – 192 с. Успен ский П.Д. Четвер тый путь / П.Д. Успен ский, Г.И. Гур джиев. – М., 1995. – 522 с. Хисматулин  А.А. Суфизм / А.А. Хисматулин . - СПб.: «Петер бур гское востоковеден ие», 2003. - 224 с. Чепелева А.В. Жен ский аспект этической кон цепции любви в суфизме / А.В. Чепелева // Вестн ик Лен ин гр адского государ ствен н ого ун ивер ситета им. А.С. Пушкин а. - 2013. - Т.2. - №4. - С. 118-126. Читтик У. В поисках скр ытого смысла. Суфийский путь любви. Духовн ое учен ие Р уми / У. Читтик / Пер . с ан гл. и ар аб. - М.: «Ладомир », 1995.- 543 с. Юлдашева С.А. Ибр агим Адхам – пер вый подвижн ик суфизма / С.А. Юлдашева // Н аука и обр азован ие в XXI веке: сбор н ик н аучн ых тр удов по матер иалам Междун ар одн ой н аучн о-пр актической кон фер ен ции: в 34 частях. - 2013. - С. 156-158. Юсупова А.А. Сущн ость человека в суфизме [Электр он н ый р есур с] / А.А. Юсупова // Молодой учен ый. - 2014. - № 9 (68). - С. 449-451. - URL: https://moluch.ru/archive/68/11623/ (дата обр ащен ия: 29.06.2020). Ян гузин  А.Р . Культур н ые и духовн ые пр едпосылки суфизма / А.Р . Ян гузин  // Вестн ик Башкир ского ун ивер ситета. - 2006. - Т.11. - №2. - С. 115-118. Ян гузин  А.Р . Пр облема человека в суфизме (социальн о-философский ан ализ) / А.Р . Ян гузин . - Уфа, 2000. - 133 с. Ян гузин  А.Р . Социальн о-философские аспекты ген езиса суфизма / А.Р . Ян гузин . - 2005. - Уфа: Р ИО БашГУ. - 210 с


Цена сегодня: 60.00 бел.руб.

Вы находитесь на сайте как незарегистрированный пользователь.
Для покупки работы Вам необходимо заполнить все поля ниже:
Ваше имя :
Придумайте логин :
Ваш e-mail :
Ваш телефон :
Параметры выбора
Дисциплина
Вид работ
Цена
от 
до 
Год сдачи
от 
до 
Минимальный балл
Страниц не менее
Слова в названии
Слова в описании


Megabank.by - Купить дипломную работу в Минске

Оставьте свои данные и мы перезвоним!