ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1 Феномен социально-психологической адаптации: характеристика основных подходов 1.2 Объективные субъективные факторы адаптации к обучению в школе 1.3 Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации Выводы ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 2.1 Методы и организация исследования 2.2 Результаты исследования 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ |
3
6
6
11 16 19
20 20 22
26 29 31
|
Как видно из данных таблицы 5 детей или 20% детей отличаются сформированностью внутренней позиции школьника. Это проявляется в интересе к учению, наличии некоторых учебных навыков, желании учится.
12 детей или 48% детей характеризуется начальным уровнем формирования внутренней позиции школьника. Дети данной группы не имеют четко выраженного желания учиться, у них преобладает интерес к внешней школьной атрибутике. Готовность к школе выражается в приобретении формы и школьных принадлежностей. В основном детям нравятся внеучебные занятия.
У 8 детей или 32% детей внутренняя позиция школьника не сформирована: они не хотят учиться, у них преобладают внеучебные интересы. Более всего детям данной группы нравятся уроки художественно-физкультурной направленности.
Одной из задач нашего исследования явилось изучение взаимосвязи учебной мотивации и сформированности позиции школьника у детей младшего школьного возраста. Статистический анализ был проведен с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Расчеты произведены в пакете электронной программы Статистика 6.0.
Список использованной литературы:
Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Хрипковой А.Г. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с. Акимова, Г. Е. словарь справочник для неравнодушных родителей Г.Е. Акимова. – СПб.: Ид «Весь», 2001. – 352 с. Александровский, Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. – М.: Медицина, 1976. – 234 с. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, «Деловая книга» / Г.С. Абрамова. – М., Издательский центр «Академия», 1995. – 672 с. Андрущенко, Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса / Т. Д. Андрушенко // Семейная психология и семейная терапия. – № 3. – 1998. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 1997. – № 2. – С. 34-38. Аракелов, Ю. Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Ю.Н. Аракелов, Н. Шишкова // Вестник МГУ. – Сер. Психология. – 1998. – № 1. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 160 с. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1996. – 167 с. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. – М.: Совершенство, 1998. Болотова, Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку. – СПб.: «Издательство Союз», 2000 / Болотова, Т.Е. – 160 с. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: в 6т. – М., 1984. Т.4 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский, Л.С. – М., 1997. Гатальская, Г.В. В школу – с радостью. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. – Мн.: Амалфея, 2000. – 272 с. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: «Академия», 1999. – 464 с. Диагностика и коррекция психического развития школьников. Уч. пособие / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн., 1997. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. Редакционно-издательский центр консорциума. Социальное здоровье России - М., 1992. – 89 с. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: «Издательство Союз», 2000 / Захаров, А.И. – 448 с. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха / А.И. Захаров. - СПб., 1995. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. Ковалева, Л.М. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе /Л.М.Ковалева, Н.Н. Тарасенко // Начальная школа. – № 7. – 1996. Кочубей, Б. Лики и маски тревоги / Б. Кочубей, Е. Новикова // Воспитание школьника. – 1990. – № 6. – С. 34-41. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М., Медицина, 1983. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с. Новикова, Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника / Е.В. Новикова, Б.И Кочубей. – М., 1998. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 1996. – 240 с. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной, 4-е изд.- СПб.: Питер, 2004. – 564 с. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с. Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся / А.М. Прихожан. - М.: Просвещение, 1994. – 191 с. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский. – М., 1978. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15-30. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.,1997. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. – М.:: Политиздат, 1990. – 494 с. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Международная педагогическая Академия, 1995. – 222 с. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Просвещение, 1991. Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 4. – С. 11-14. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск; Харвест, 1997. – 800 с.