ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА.. 6
1.1 Понятие и сущность глобализации. 6
1.2 Объективная необходимость генезиса и развития интернет. 12
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ.. 18
2.1 Основные черты глобализации в сети Интернет. 18
2.2 Анализ глобализации различных сфер жизни в Интернет-пространстве. 21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.. 25
3.1 Проблемы и последствия, перспективы развития глобализации в Интернет-пространстве 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
1.1 Понятие и сущность глобализации
Вместе с переходом рубежа тысячелетий к нам пришло понятие «глобализация». Мир незаметно стал менять свой облик: он двинулся к единству, целостности, общности, глобальности; с лица евразийской платформы исчезла огромная империя, уже с десяток лет идет постоянный неумолимый геоэкономический бескровный передел мира; гигантскими шагами идет поиск новой точки стратегического равновесия; всплыли новые угрозы и вызовы и т.д.
Это явление, в огромной степени таинственное и грандиозное, неумолимо надвигающееся и неожиданно проявляющее себя своими необычными признаками (чертами, свойствами), вызывает неоднозначную реакцию, широкий спектр мнений и оценок: от пугающей новизны и предчувствия опасностей грозных перемен, скрытых угроз и вызовов мировому национальному сообществу до безудержного ликования по поводу открывающихся новейших горизонтов развития, взлета творческого духа, нового, масштабного уровня осознания личности.
Чтобы осознать и воспринять глобальный мир, требуются совершенно новые методологические подходы. Практически все отрасли фундаментального знания подключились к планомерной, неимоверно трудной работе по осмыслению глобализации. Термин «глобализация» трактуется по-разному, но суть их практически схожа. [1]
Кочетов Э.Г. приводит следующие формулировки: глобализация – 1) процесс, вписывающий мировую хозяйственную систему во взаимодействия с природно-биологической средой и придающий этой целостности новое, социально-природное качество; 2) процесс воспроизводственной трансформации национальных экономик и их хозяйствующих структур, капитала, ценных бумаг, товаров, услуг, рабочей силы, при которой мировая экономика рассматривается не просто как сумма (совокупность) национальных экономик, финансовых, валютных, правовых, информационных систем, а как целостная, единая геоэкономическая (геофинансовая) популяция (пространство), функционирующая по своим законам; 3) смыкание локальных (местных, национальных либо региональных) проблем социального, политического, идеологического, военного и т.п. характера в общемировые проблемы.[2]
Делягин М.Г. дает следующую формулировку: «Глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. Наиболее наглядным выражением сути этого явления служит общедоступная возможность мгновенного и практически бесплатного перевода любой суммы денег из любой одной точки мира в любую другую, а также столь же мгновенного и практически бесплатного получения любой информации».
Использование информационных и коммуникационных технологий «стирает» национальные и географические границы. Однако следует отметить, что, несмотря на значительные темпы развития и всемирные масштабы, глубину и наглядность преобразований, глобализация все еще находится на начальном этапе своего развития и требует научного изучения и обоснования.[3]
Важнейшей составляющей глобализации является использование информационных технологий, в частности Интернета, в этом процессе. Информационные технологии и прежде всего Интернет формируют мировое информационное пространство и являются технико-социальной основой глобализации. Ныне глобализацию следует рассматривать как процесс, который развивается уже за счет изменения информационных технологий и их возрастающего воздействия на различные сферы общества. За счет преобразования этих сфер процесс глобализации ведет к формированию нового образа жизни- людей, а за счет мощного ускорителя - Интернета он стремительно расширяет свои границы.
Современные информационные технологии сделали наиболее прибыльным, наиболее коммерчески эффективным бизнесом не преобразование окружающей среды, мертвых вещей, которое оставалось единственным образом действия человечества с момента его появления (и благодаря которому оно, собственно говоря, и сформировалось как человечество), но преобразование живого человеческого сознания – как индивидуального, так и коллективного.
Стремительное распространение современных информационных и коммуникационных технологий изменило сам характер человеческого развития и обеспечило революционную переориентацию усилий человечества: оно впервые за всю свою историю начало экологично концентрироваться на изменении уже не окружающей среды, а самого себя. Сделав информацию ключевым фактором не только управления, но и производства в целом, научно-техническая революция тем самым превратила технологии обработки информации в важнейшее направление развития. Именно это направление породило в конечном счете и современные информационные технологии, и саму информационную революцию.
Внешним проявлением информационной революции принято считать резкое, взрывообразное ускорение роста количества информации, продолжающееся и по сей день (удвоение – во все сокращающиеся сроки). Уже длительное время мощь общего числа компьютеров удваивается в среднем каждые 18 месяцев (эта эмпирическая закономерность пока не объяснена). При этом, начиная с 1991 года, объем информации на каждом квадратном сантиметре компьютерных дисков увеличивается в среднем в 1,6 раза в год.
Список использованной литературы:
Жожиков А.В. Региональные аспекты формирования информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет: Монография. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. 280 с. Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. М.: Издательство «НОРМА» (издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2002. 672 с. Электронный ресурс. Режим доступа: Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; М.: Фонд «Мир», 2003, 432 с. ISBN 5-8291-0176-9 (Академический проект), ISBN 5-902357-01-2 (Фонд «Мир»). Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // ИНФО, 2000. № 10. С. 5-10. Гаврилов О.А «Роль информационных технологий в решении задач глобализации» Бутенко Б. Задачи правового регулирования телекоммуникационно-информационной инфраструктуры РФ //Вестник связи. 1997. N 10. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/ Под ред. Д. Плахотной. М., 1992. Ingram J., Dunn R. International Economics. 3 ed. New York, 1993. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М., 1968 Козье Д. Электронная коммерция/ Пер. с англ. М., 1999, Гл.3, 4, 10, 13. Freeman R. Diversified Capitalism: the Relation Between Economic Institutions and Outcomes// NBEN Working paper, 2000. Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций. – М.: ИНФРА, 2003. – 768 с Гусаков М.А., Межевич Н.М., Ковалев В. Современные мировые тенденции и закономерности развития науки, образования и инноваций // Материалы Проекта стратегии развития комплекса «наука-образование-инновации» СЗФО до 2030 года. — СПб. — С. 177. Левитт Т. Глобализация рынков («The Globalization of Markets») статья, 1983 Емельянов-Хальген А. Глобализация и традиционные культуры. Режим доступа Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов Ростов н/Д. - Изд-во РГУ, 1979. - 263с. 18. Окинавская. Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник, 2000. – № 8. Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Глобальное информационное пространство: этика и безопасность //Технологии информационного общества. – Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. – Санкт-Петербург, 3–6 ноября 2003 г. – СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. Прозорова Ю.А. Организация учебного информационного взаимодействия с распределенным информационным образовательным ресурсом Internet // Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования: Ученые записки (сб. статей) / РАО Ин-т информ. образования. М., 2001.