ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ.. 5
1.1 Определение понятия «информационные технологии». 5
1.2 Многообразие информационных технологий в образовании. 10
1.3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий. 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 19
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.. 20
2.1 Роль информационных технологий в формирование ключевых компетенций учащихся в школьном музее. 20
2.2 Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий 23
2.3 Методика использования информационных технологий в работе школьного музея 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 33
В современных условиях возрастает роль исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. Одной из форм исторического образования в школе является организация работы школьного музея. Данная форма работы не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства.
Особенностью музея как информационной системы является то, что он работает с информацией, заключенной в музейных предметах. Отсюда вытекает, что основополагающей работой в музее является работа с фондами музейных предметов. Эта работа состоит из комплектования фондов, учета и хранения музейных предметов, а производной их является самая важная для всего образовательного учреждения экспозиционная и образовательная деятельность.
Информатизация образования в нашей стране началась в 1985 году, тридцать лет назад. И началась она введением нового учебного предмета. Его нарекли «Информатикой». Говоря о двух направлениях информатизации образования – появления нового предмета «информатика» и внедрении компьютерных технологий в другие дисциплины, стоит отметить, что в то время основной упор делался на обучение детей компьютерной грамотности. Шло время и многое стало меняться и если автоматизация работы школы в той или иной мере затронула администрацию, библиотеку, то автоматизация деятельности школьных музеев идёт с трудом. Поскольку учет и хранение музейных экспонатов - специфическая и довольно узкая предметная область, школьные музейные системы не получили такого широкого распространения, как, например, бухгалтерские, инженерно-расчетные и т.п.
В современных условиях информатизация затрагивает не только работу с фондами в школьном музее. Создаются виртуальные музеи, используются мультимедийные установки для презентации экспозиции музея, создаются сайты школьных музеев и т.д. [11, с. 15]
В то же время в научной литературе практически не освящена методика использования информационных технологий в работе школьных музеев. Так, при поиске научной литературы по теме курсовой работы мы столкнулись с ее нехваткой.
Таким образом, тема исследования «Информационные технологии в школьном музее» является актуальной для изучения.
Цель исследования: выявление теоретических основ и разработка методического обеспечения информационных технологий в работе школьного музея.
Объект исследования: процесс работы школьного музея.
Предмет исследования: специфика использования информационных технологий в работе школьного музея.
Список использованной литературы:
Белоусова, И.Я. Программа «Музейное дело» / И.Я. Белоусова. - М.: Издательство ОмГПУ, 2007.- 15с. Боголюбов, В.И. Инновационные технологии в педагогике. / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1. – С. 11-15. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. - 2002. - №3. – С. 23. Великовская, Г.В. Мы моделируем музей / Г.В. Великовская // Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. - М., 1997.- С 89-96. Дахин, А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2. – С. 5 – 9. Драхлер, А. Б. Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе // Настольная книга учителя истории / А. Б. Драхлер. — М.,2006. – С. 23-30. Жерлыгина, С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории /С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - С. 68. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. – 211 с. Знаменский, С.Г. Интернет – сайт как инструмент для работы музейщика / С.Г. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. - № 11. – С.83-87 Знаменский, С.Г. Музейной деятельности / С.Г. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. - № 10. – С.70-75 Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства / В.В. Извозчиков, Г.Ю. Соколова, Е.А. Тумалева // Наука и школа. - 2000. - №4. – С. 15. Интернет в гуманитарном образовании/ Под ред. Полат Е. С. - М.: Владос, 2001. – 272 с. Иоффе, А.Н. Основные стратегии преподавания в школе / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7. – С. 4-8. Лебедев, Л.В. Информационное пространство музея / Л.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. - № 12. – С.83-88. Лебедев, Л.В. Проект в пространстве музея / Л.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2008. - № 1. – С.82-87. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. – 110 с. Пантелеева, Л.В. Музей и дети / Л.В. Пантелеева.- М: Изд. дом «Карапуз», 2000.-265 с. Попова, И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания / И.В. Попова // Краеведческие записки. - - С 199-203. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2001. - №5. – С. 30-32. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с. Торой, В. В. Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного никла / В. В. Торой // Преподавание истории о школе. - 2007. - № 2. – С. 23-29. Широков, Е. А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществоведения / Е. А. Широков // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 49-52.