СОДЕРЖАНИЕ

  

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................4

 

1 ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ………………6

1.1.  Общая организационно-правовая характеристика института государственных закупок и история его становления в праве Республики Беларусь.....................…...................................................................................................6

1.2. Основные цели и принципы в сфере государственных закупок……………………13

1.3. Осуществление государственного регулирования в сфере государственных закупок……………………………………………………………………………………....13

 

2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК…………………………………………………….…15

2.1. Основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу осуществления государственных закупок…………………………………………………………………..15

2.2. Информационное и аналитическое обеспечение государственных закупок……………………………………………………………...………………...……..15

2.3.  Организация и проведение процедур государственных закупок согласно действующему законодательству Республики Беларусь ..................................................16

2.3.1. Лица, участвующие в процедурах государственных закупок…………………….17

2.3.2. Процедура государственной закупки………………………………………..……..21

2.3.3. Годовой план государственных закупок……………………………………..…….22

2.3.4. Приглашение к участию в процедуре государственной закупки………………...22

2.3.5. Договор государственной закупки………………………………………………….23

2.4.   Защита прав и законных интересов лиц при осуществлении государственных закупок………………………………………………………………………………………26

2.4.1. Урегулирование споров между участником либо иным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки…...26

2.4.2. Обжалование при осуществлении государственных закупок…………………….26

2.4.3. Ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках..27

2.4.4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора государственной закупки…………………………………………………………………..27

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………................................29

3.1.  Анализ реализации действующего законодательства Республики Беларусь в области государственных закупок и основные проблемы, возникающие на практике..29

3.2.  Направления совершенствования национальной системы государственных закупок Республики Беларусь……………………………………………………………..35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................37

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................39

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................................40



Фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы – институт государственных закупок в праве Республики Беларусь. Актуальность вопроса имела место как в далеком 1993 году, в начале становления системы государственных закупок в праве Республики Беларусь, так сохраняется и в настоящее время.

Система государственных закупок является одним из элементов системы государственного регулирования и играет важную роль в первую очередь в экономическом секторе нашего государства, так как основной целью государственных закупок является обеспечение общественных потребностей в товарах, работах, услугах.

При этом правовое регулирование государственных закупок способствует обеспечению добросовестной конкуренции, созданию условий для деятельности национальных производителей товаров (работ, услуг), организаций, в штате которых заняты инвалиды, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятных условий для их развития, а также эффективному расходованию бюджетных средств.

Целью настоящей работы является анализ правового регулирования государственных закупок в Республике Беларусь, выявление основных проблем и определение перспектив развития института государственных закупок в праве Республики Беларусь.

Задачи работы:

дать общую организационно-правовую характеристику института государственных закупок и изучить историю его становления в праве Республики Беларусь;

определить основные цели и принципы в сфере государственных закупок;

изучить порядок государственного регулирования в сфере государственных закупок Республики Беларусь;

изучить нормативно-правовое регулирование и порядок проведения процедур государственных закупок в Республике Беларусь;

провести анализ реализации действующего законодательства Республики Беларусь в области государственных закупок, выявить основные проблемы, возникающие на практике;

определить направления совершенствования национальной системы государственных закупок Республики Беларусь.

Объектом исследования является институт государственных закупок в праве Республики Беларусь.

Предмет исследования - совокупность действующих правовых норм, регулирующих отношения между государством и другими субъектами по поводу приобретения товаров, работ (услуг) для удовлетворения государственных нужд в рамках исполнения государственного заказа за счет бюджетных средств.

Методы исследования: методы сравнительного анализа, методы экспертных оценок, статистического анализа, прогнозирования, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономический анализ, аналитический, метод статистической обработки данных, системный подход и др., принципы сравнения, аналогии.

Основные источники информационного обеспечения: действующие нормативно-правовые акты Республики Беларусь, электронные ресурсы (forumpravo.by, mart.gov.by, pravo.by, bii.by).

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, включающих себя девять подразделов, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматривается понятие, функции и история становления института государственных закупок в праве Республики Беларусь, во второй – правовое регулирование и порядок проведения государственных закупок.

В третьей главе работы выявляются основные проблемы и определяются направления развития института государственных закупок в праве Республики Беларусь.

 

1 ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

1.1.   Общая организационно-правовая характеристика института государственных закупок и история его становления в праве Республики Беларусь

Прежде чем рассматривать институт государственных закупок в праве Республики Беларусь, хотелось бы отметить особое место государственных закупок в отрасли экономики нашего государства и рассмотреть роль и функции государственных закупок в первую очередь с экономической точки зрения.

В современной белорусской экономике система государственных закупок выступает как экономический институт и как элемент экономической подсистемы, так как основной целью государственных закупок является обеспечение общественных потребностей в товарах, работах, услугах. При этом государство несет ответственность перед обществом за обеспечение общественными благами.

Экономическая теория рассматривает приобретение товаров, работ и услуг для обеспечения общественных нужд как одно из основных направлений деятельности государства.

Государственные закупки как элемент экономической деятельности государства выполняют ряд функций, основными из которых являются воспроизводственная, аллокационная, стимулирующая, социальная и инновационная.

Воспроизводственная функция заключается в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций.

Аллокационная функция (allocation — размещение) выражается в организации размещения государственных заказов и осуществлении государственных закупок в целях достижения наибольшей эффективности использования бюджетных средств.

Стимулирующая функция связана с расширением государственных закупок как фактора роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики.

Социальная функция направлена на содействие реализации социально-экономических задач государства, в том числе на повышение занятости населения, развитие малого бизнеса, вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс.

В условиях резкого роста инновационной составляющей в стратегии развития экономики страны особую значимость приобретает инновационная функция, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).

 Реализация инновационной функции предполагает использование государственных контрактов как инструмента регулирования и стимулирования развития инновационной деятельности. Влияние государственных закупок на процесс разработки и распространения новых технологий может осуществляться на основе развития рынка инновационной продукции посредством стимулирования спроса на эти продукты и технологии, а также через использование государственного рынка сбыта в качестве пробного для новых товаров и технологий.

Таким образом, можно сказать, что институт государственных закупок с экономической точки зрения – это совокупность организационно-экономических отношений между государством и другими субъектами по поводу формальных правил и норм по приобретению товаров, работ (услуг) для удовлетворения государственных нужд в рамках исполнения государственного заказа за счет бюджетных средств.

С точки зрения права институт государственных закупок представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и другими субъектами по поводу приобретения товаров, работ (услуг) для удовлетворения государственных нужд в рамках исполнения государственного заказа за счет бюджетных средств.

 Развитие сферы государственных закупок представляет собой процесс постоянного совершенствования и модернизации для адаптации системы закупок к реализации стратегических задач, стоящих перед национальной экономикой.

Начало становления системы государственных закупок в праве Республики Беларусь относится к 1993 году. К основным нормативно-правовым актам, регулировавшим порядок осуществления закупок товаров, работ (услуг) за счет государственных средств того периода можно отнести Гражданский кодекс, а также Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд» (далее - Закон), вступивший в силу с 1 января 1994 г.

Законом были установлены основные требования к порядку формирования, размещения и выполнения на контрактной (договорной) основе заказов на поставку товаров для государственных нужд, а также установлено обязательство по определению поставщиков на конкурсной основе.

Порядок организации и проведения тендеров по определению поставщиков для государственных нужд, в том числе на местном уровне, был прописан в Положении «О подготовке и проведении тендеров на закупку товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета, а также по проектам, финансируемым за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь» за                  № 14/08-1418/40/1/3142, утвержденном  Министерством экономики Республики Беларусь от 12.06.1996, Министерством финансов Республики Беларусь от 14.06.1996 и Министерством  внешних экономических связей Республики Беларусь от 14.06.1996.

На смену указанному Положению пришло Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 1944 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов».

Действовавшим законодательством определялся перечень процедур закупок, возможных к применению для приобретения товаров, работ (услуг), условия и порядок их проведения.

Конкурентность и открытость проводимых процедур закупок обеспечивалась размещением информации об их проведении в газете «Рэспублiка», а также любом другом официальном печатном издании. Кроме того, заказчику предоставлялась возможность  дополнительно опубликовать тендерное приглашение в любых других печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение, а также направить персональное приглашение известным ему поставщикам.

Примечательным является то, что упомянутыми нормативно-правовыми актами устанавливались лишь общие требования к порядку осуществления процедур закупок. Наряду с Законом в Республике Беларусь существовало значительное число отраслевых актов, регламентировавших процедуры государственных закупок в рамках отдельных министерств и ведомств.

Следующим этапом в развитии системы государственных закупок в Республике Беларусь можно назвать период действия Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2003 г. № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг», сменившего Постановление № 1944.

Новое постановление утвердило новый порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, а также установило типовые требования к составу и порядку функционирования тендерных комиссий заказчиков. Прослеживается установление единых требований в организации и проведении процедур закупок для всех государственных заказчиков, вне зависимости от их отраслевой принадлежности.

Абсолютным нововведением функционирования системы государственных закупок в данный период времени явилось требование о размещении информации о проводимых процедурах закупок в специализированном печатном издании – информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом», а также в открытом доступе в сети интернет – информационной системе «Тендеры», функционировавшей на сайте www.icetrade.by .

Оба источника информации принадлежали РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», принимавшему активное участие в становлении и развитии белорусской системы государственных закупок, а также ее интеграции в мировое пространство.

В 2004 году Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 26 октября 2004 г. № 236 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке размещения приглашений к участию в тендерах и иных видах процедур закупок, информации о проведенных тендерах в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом», информационной системе «Тендеры» на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, направления сообщений о результатах проведенных тендеров в Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.

Согласно данной инструкции у заказчиков возникает обязательство по размещению всех приглашений к участию в конкурентных процедурах закупок, а также сообщений о результатах их проведения в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». Таким образом, начиная с 2004 года сайт www.icetrade.by  становится единым источником информации о закупках Республики Беларусь.

Установление единых правил и требований к осуществлению государственных закупок, а также повышение открытости и прозрачности системы государственных закупок за счет размещения сведений о проводимых процедурах в общедоступных источниках информации, в том числе с использованием информационных технологий, значительно повысили ответственность государственных заказчиков за эффективность и рациональность расходования бюджетных средств.

В 2006 году вступают в силу Указ Президента Республики Беларусь от                             25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (далее - Указ № 529), а также Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 декабря 2006 г. № 1632          «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529» (далее - Постановление № 1632). Настоящими нормативно-правовыми актами даются определения понятию государственной закупки и иным основным терминам, используемым при осуществлении закупок, а также устанавливаются виды процедур закупок и условия их применения.

С  2006 года приобретение товаров, работ (услуг) государственными заказчиками осуществляется с применением конкурса (открытого, закрытого), процедур запроса ценовых предложений и оформления конкурентного листа, а также закупки из одного источника в случаях, определяемых правительством Республики Беларусь.

Согласно подпункту 1.7. Указа  № 529 информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом», а также сайт www.icetrade.by  РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» законодательно становятся официальным печатным изданием и официальным сайтом для размещения информации о закупках в Республике Беларусь.

Перечень сведений, относящихся к информации о государственных закупках, законодательно расширяется. Помимо приглашений и документации по процедурам закупок, сообщений о результатах их проведения, заказчики ежегодно начинают формировать и размещать в официальных источниках годовые планы государственных закупок. При этом информация о государственных закупках, размещенная на официальном сайте без опубликования в официальном печатном издании, не является официальной (подпункт 1.7 Указа № 529).

Анализируя практику осуществления государственных закупок, а также изучая новые пути и способы повышения эффективности осуществления государственных закупок, Правительство Республики Беларусь в 2008 году издает новые нормативно-правовые акты, регулирующие указанную сферу.

На смену Указу № 529 и Постановлению № 1632 в 2008 году приходят Указ Президента Республики Беларусь 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – Указ № 618) и Постановление Совета Министров Республики Беларусь 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее – Постановление № 1987).

Начиная с 2008 года государственные закупки, проводимые заказчиками, тесно привязываются к годовому плану закупок, утверждаемому еще в начале года. Указом № 618 дается определение ориентировочной стоимости закупки как стоимости приобретаемых товаров, работ (услуг), рассчитанной исходя из потребности в предмете закупки, определенной в годовом плане государственных закупок, с учетом конъюнктуры товарного рынка и представляющую собой общую сумму платы за нее, включая налог на добавленную стоимость и другие возможные налоги, сборы и платежи.

Кроме того, нововведением 2008 года можно назвать законодательное закрепление запрета на изменение условий договора, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки, если такие изменения влекут дополнительное расходование бюджетных средств либо уменьшение количества закупаемых товаров, работ (услуг), либо ухудшение их качества.

Что же касается видов процедур закупок, то они остаются прежними. Незначительные изменения коснулись лишь пороговых значений стоимости осуществления закупок.

Переломным годом в белорусской системе государственных закупок, пожалуй, можно назвать 2010 год. 9 декабря 2010 года Правительством Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан было подписано Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, которое установило единые требования к системе организации и проведения процедур государственных закупок в государствах-членах Таможенного союза.

К таким требованиям можно отнести:

установление национального режима в отношении некоторых товаров, работ (услуг);

введение электронного формата осуществления закупок;

установление единых видов процедур закупок, а также регламентация порядка их проведения;

установление единых требований к конкурсным комиссиям, договорам, заключаемым по результатам проведения процедур государственных закупок, перечням товаров, работ (услуг), закупки которых могут осуществляться с применением процедуры закупки из одного источника;

определение единого источника размещения информации о государственных закупках, а также перечня сведений, подлежащих обязательному размещению в нем.

Абсолютным нововведением для Республики Беларусь явилось введение в перечень видов процедур государственных закупок еще одной процедуры – электронного аукциона.

Основным отличием указанной процедуры от ранее применяемых явилось то, что подача предложений, да и в целом весь документооборот в рамках процедуры должен был осуществляться только в форме электронных документов. Кроме того, участникам было предоставлено право в режиме реального времени сформировать цену своего предложения, поэтапно снижая ее в ходе торгов.

Порядок организации и проведения электронных аукционов в 2011 году регулировался Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708 «О проведении электронных аукционов» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708», а в 2012 – Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 № 112 «О проведении электронных аукционов» и от 26 марта 2012 № 261 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. N 112».

Применение электронного аукциона как способа осуществления закупки носило рекомендательный характер. Нормативно-правовыми актами был установлен перечень товаров, работ (услуг), приобретение которых могло осуществляться с применением указанного вида закупки, а также установлен порядок организации и проведения процедуры.



Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»; Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»; Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее – Постановление № 395); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2019 г. № 812 «О порядке создания и функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками»; Постановление МАРТ от 26 августа 2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (далее – Постановление № 56); Постановление МАРТ от 12 апреля 2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»; Электронный ресурс forumpravo.by - правовой форум Беларуси; Электронный ресурс https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/july/70894/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь; Электронный ресурс https://mfa.gov.by/ статья Присоединение Беларуси к ВТО; Электронный ресурс gov.by ; Электронный ресурс https://pravo.by/novosti/analitika/2021/december/67925/  – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь; Электронный ресурс https://mart.gov.by


Цена сегодня: 150.00 бел.руб.

Вы находитесь на сайте как незарегистрированный пользователь.
Для покупки работы Вам необходимо заполнить все поля ниже:
Ваше имя :
Придумайте логин :
Ваш e-mail :
Ваш телефон :
Параметры выбора
Дисциплина
Вид работ
Цена
от 
до 
Год сдачи
от 
до 
Минимальный балл
Страниц не менее
Слова в названии
Слова в описании


Megabank.by - Купить дипломную работу в Минске

Оставьте свои данные и мы перезвоним!