СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1 Теоретические основы коммерческой деятельности торговых организаций по закупкам товаров. 5
1.1 Организация коммерческой деятельности по закупкам товаров народного потребления в Республике Беларусь. 5
1.2 Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности по закупкам товаров народного потребления. 12
2 Анализ коммерческой деятельности Пуховичского райпо по закупкам товаров народного потребления. 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Пуховичского райпо. 15
2.2 Организация закупок товаров народного потребления в райпо. 21
2.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупкам товаров народного потребления в райпо. 25
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности райпо по закупкам товаров народного потребления. 28
Заключение. 36
Список использованных источников. 38
Приложение А Отчет о прибылях и убытках райпо за 2016 г. 39
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках райпо за 2017 г. 40
Приложение В Анкета для изучения мнения покупателей 41
Приложение Г Товаросопроводительные документы райпо. 42
Как видно из таблицы 2.9, величина товарных запасов в райпо в 2016 г. составила 796 тыс. р., а в 2017 г. – 798 тыс. р., что на 0,3 % больше предыдущего значения. В условиях падения розничного товарооборота торговли время обращения товарных запасов в райпо увеличилось с 19,6 дня в 2015 г. до 20,3 % в 2017 г. При этом величина прибыли от реализации в расчете на единицу товарных запасов райпо достигла 0,20 р.
Итак, Пуховичское райпо нацелено на удовлетворение потребностей жителей района в продовольственных и непродовольственных товарах. Однако технико-экономические показатели деятельности райпо демонстрируют отрицательную динамику. Так, снижается розничный товарооборот, недостаточны объемы инвестиций в основной капитал, имеет место падение выручки от реализации, чистой прибыли райпо. При этом в райпо не созданы специальные коммерческие службы. Коммерческие функции выполняют заведующие магазинами, товароведы, начальник транспортного отдела и начальник склада райпо. При этом следует признать, что Пуховичское райпо имеет возможность использовать резервы роста товарооборота за счет восстановления платежеспособности населения района, однако при этом сохраняется угроза прихода в Пуховичский район крупных торговых сетей.
Закупочная деятельность осуществляется товароведами райпо. Процесс закупки товаров в Пуховичском райпо можно разделить на преддоговорные, собственно закупочные и заключительные коммерческие операции. При этом количество поставщиков райпо на начало 2018 г. достигло 44. Райпо формирует товарные ресурсы преимущественно за счет производителей продукции и оптовых баз, объемы поставок от других посредников незначительны. Анализ показателей эффективности закупочной деятельности Пуховичского райпо показал, что имеет место рост качества поставок товаров, однако уровень работы, связанной с формированием заказов на товары, недостаточен: имеет мест рост коэффициента оседания товаров в запасах. Также райпо недостаточно быстро обновляет ассортимент товаров, что негативно влияет на товарооборот. Имеет место негативная тенденция замедления оборачиваемости товарных запасов до 20,3 дней в 2017 г. Анализ демонстрирует, что существующий подход к организации закупочной деятельности в Пуховичском райпо не может быть признан оптимальным. Существует необходимость пересмотра подходов к организации коммерческой деятельности по закупкам товаров в райпо на основе передового опыта розничных торговых организаций, успешно функционирующих на потребительском рынке.
Список использованной литературы:
Бузукова, Е.А. Закупки и поставщики: практическое пособие / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2016. – 414 с. Бузукова, Е.А. Курс управления ассортиментом в рознице: практическое пособие / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2016. – 414 с. Васильев, В.В. Коммерческая деятельность в АПК: учеб. пособие / В.В. Васильев. – Минск: ИВЦ Минфина, 2016. – 521 с. Верниковская, О.В. Закупочная логистика: учеб. пособие / О.В. Верниковская. – Минск: БГЭУ, 2014. – 222 с. Лапшин, С.В., Беденко, Н.Н. Торгово-закупочная деятельность в общественном питании: актуализация факторов влияния [Электронный ресурс] / С.В. Лапшин, Н.Н. Беденко // Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика. – Тверь, 2017. – Режим доступа: – Дата доступа: 07.12.2018. Маслова, Е.А. Закупочная деятельность российских розничных торговых предприятий / Е.А. Маслова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 2-6. – С. 103-106. Новаков, А.А. Секреты розничной торговли: монография / А.А. Новаков. – М.: Инфра–Инженерия, 2013. – 462 с. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., №128-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 июля 2014 г., №703 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. Пигунова, О.В. Коммерческая деятельность предприятия: учеб. пособие / О.В. Пигунова. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 254 с. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с. Статистический ежегодник Республики Беларусь: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет, 2018. – 490 с. Стерликова, Н.Ю. Современное понимание функции закупок и ее место в системе управления предприятием / Н.Ю. Стерликова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Экономика. – 2016. – № 3. – С. 81-89. и др.