ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО.. 6
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО 11
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Проведенное исследование особенностей криминалистического изучения личности обвиняемого и используемых при этом методов, позволяет сделать следующие выводы.
Криминалистическое изучение личности в настоящее время осуществляется в рамках системной деятельностной парадигмы, выступающей в роли методологического базиса интеграции научных методов для обеспечения эффективного и своевременного выявления, расследования и раскрытия преступлений. Однако одним из преимуществ парадигмы как научной категории является её мобильность, динамичность и детерминированность потребностями современных реалий общественной жизни. В этой связи сложившаяся парадигма криминалистического изучения личности является сферой формирования новых актуальных научных исследований, направленных на повышение эффективности выполнения криминалистической науки своих социальных функций, в том числе с точки зрения профилактики. Под изучением личности в криминалистике следует понимать процесс познания признаков, свойств и состояний подозреваемого (обвиняемого) посредством собирания и изучения доказательственной информации в установленном законе порядке. Личность обвиняемого напрямую связана с предметом доказывания, который позволяет установить виновность конкретного лица – субъекта преступления и субъективную сторону, куда входят такие важные характеристики, как мотив и цель совершения преступления. Последние как раз и обусловлены направленностью личности обвиняемого.
К наиболее криминалистически значимым признакам личности обвиняемого относятся признаки, указывающие на пол, возраст, наличие профессиональных навыков. Их установление позволяет значительно сузить круг поиска лиц, причастных к совершению преступления.
Все выделенные информационные блоки характерны для состоявшейся личности обвиняемого, то есть для личности, прошедшей все этапы своего развития в процессе социализации – широкого понятия, включающего в себя и воспитание (система целенаправленных, тщательно спланированных действий, в результате чего у ребенка формируются определенные качества и навыки), и образование, и всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на процесс становления личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Естественно, что порядок и условия социализации не могут не влиять на личностные свойства и качества любого члена социума и неизбежно имеют внешнее выражение во всех видах деятельности, им осуществляемых.
В криминалистическом аспекте изучение личности обвиняемого осуществляется в целях установления закономерностей отражения тех или иных ее свойств во внешней среде до, в момент и после совершения общественно опасного деяния, и выработки адекватных методов, приемов и средств по их обнаружению и использованию в целях установления лица, совершившего преступление, подготовки, проведению мероприятий по его розыску и задержанию, а также выбора тактики проведения следственных действий с его участием. Биографический метод является на сегодняшний день, единственным научным методом, который способен обеспечить наивысшую результативность при изучении личности обвиняемого на уровне психологической модели по сравнению с другими методами изучения личности, что прямо влияет на качество решения криминалистических задач и достижение криминалистически значимой цели. Биографический метод позволяет определять как психологические черты, так и психологический тип личности обвиняемого путем анализа биографического факта. На сегодняшний день криминалистическая наука остро нуждается в научной разработке образца модели личности обвиняемого с конкретными элементами в ее структуре. В структуре модели должен присутствовать ряд элементов, являющихся базовыми и общими для всех обвиняемых. Опираясь на имеющиеся результаты научных исследований, можно выдвинуть гипотезу о существовании как минимум трех видов элементов: первичные элементы (витальные), которые определяют вопрос физического выживания личности обвиняемого (без которых люди в отсутствии посторонней помощи умирают), вторичные элементы (адаптивные), отсутствие которых затрудняет адаптацию личности обвиняемого (дезадаптированные личности) и третичные элементы (индивидуальные), в которых как раз выражается индивидуальность личности обвиняемого, отличающего его от тысяч других, при этом имеющих одну с ним ведущую доминанту (акцентуированный тип).
Список использованной литературы:
Ахмедшин, Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника: афтореф. дисс. … д-ра юрид. наук / Р. Л. Ахмедшин. – Томск, 2006. – 41 с. Белкин, Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2. Частные криминалистические теории / Р. С. Белкин. – М. : Юристъ, 1997. – 464 с. Бушкевич, Н. С. О деятельности следователя по изучению личности установленного преступника по уголовным делам о групповом хулиганстве в современных информационных условиях / Н. С. Бушкевич // Концептуальные основы современной криминалистики: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения заслуж. деятеля науки Респ. Беларусь, д-ра юрид. наук, проф. Андрея Васильевича Дулова, Минск, 25 окт. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т, Юрид. фак., Каф. криминалистики ; редкол.: В. Б. Шабанов (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2019. – С. 72–75. Васильева, М. А. Криминалистические аспекты изучения личности преступника, совершившего экологическое преступление / М. А. Васильева // Академическая мысль. – 2018. – № 3. – С. 19–21. Ведерников, Н. Т. Личность обвиняемого и подсудимого / Н. Т. Ведерников. – Томск : Изд-во ТГУ, 1978. – 172 с. Волчецкая, Т. С. Криминалистическое изучение личности свидетеля: основные методы / Т. С. Волчецкая, А. Г. Бедризов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. – Вып. 9. – С. 90–97. Дулов, А. В. Взаимосвязи уголовного права и криминалистики / А. В. Дулов // Инновационные проблемы и перспективы развития правоприменительной деятельности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 27–28 марта 2009 г. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Г. А. Зорин (отв. ред.) [и др.]. Гродно : ГрГУ, 2009. С. 12–13. Дулов, А. В. Судебная психология / А. В. Дулов. – Минск : БГУ, 1971. – 179 с. Дулов, А. В. Судебная психология / А. В. Дулов. – Минск : Выш. школа, 1975. – 464 с. Комиссарова, Я. В. Криминалистическое изучение личности носителя специальных знаний / Я. В. Комиссарова, В. И. Комиссаров // Lex Russica. – 2004. – T. XCVI. – № 10. – С. 1201–1206. Коршик, М. Г. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии / М. Г. Коршик, С. С. Степичев. – М. : Юрид. лит., 1969. – 80 с. и др.