СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................ 5

1.1 Сущность, виды и функции социального страхования............................... 5

1.2 Роль страхования в жизнедеятельности человека и его принципы.......... 11

1.3 Социальное страхование в зарубежных странах...................................... 15

2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.      22

2.1 Социальное страхование в Республике Беларусь в системе социальной политики государства........................................................................................................ 22

2.2 Основные показатели социального страхования Республики Беларусь.. 26

2.3 Выявление существующих проблем в области социального страхования в Республике Беларусь......................................................................................... 31

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.............................................................................. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39



Фрагмент работы:

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Сущность, виды и функции социального страхования

Страхование - одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества.

Главным побудительным мотивом страхования является рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существует риск разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, градобитие, а также неосторожное обращение с источником опасности могут привести к пожару, взрыву, транспортной аварии, причинить крупный ущерб, нарушить воспроизводственный процесс и повлечь человеческие жертвы.

Сущность страхования как экономической категории раскрываeтся в системе перераспредели тельных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и его возмещение из специальных денежных фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.

Перераспределение срeдств страховых фондов имеет строго целевое назначение - возместить материальный ущерб от стихийных бедствий и различного рода случайностей, чтобы обеспечить непрерывность и бесперебойность расширенного воспроизводства, поддержать необходимый экономический уровень страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни.

Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специального фонда денежных средств, что позволяет рассматривать страхование как особую сферу финансовых отношений.

Существует ряд специфических признаков отличающих страхование от других экономических категорий:

1.При страховании возникают денeжные перераспредели тельные отношения, обусловленные наличием страхового риска - вероятности наступления страхового случая, который способен нанести материальный или иной ущерб, - и необходимостью возместить этот ущерб.

2.Для страхования характерные замкнутые перераспредели тельные отношения между его участниками по поводу раскладки суммы ущерба за счет страхового фонда. Подобные перераспределительные отношения основаны на том, что количество субъектов, пострадавших от непредсказуемого события, всегда меньше числа участников страхования.

3.Страхование предусматривает перераспределение ущерба, как в пространстве, так и во времени. С долгосрочностью перераспределительных отношений между страхователями связана потребность в системе страховых резервов - регуляторов раскладки ущерба во времени.

4.Страховые взносы, мобилизованные страховщиком, имеют возвратный характер [1, с.192].

Страхование включается в экономическую категорию финансов, но имеет ряд отличий от категорий финансов и кредита:

-финансы всегда связаны с денежными отношениями, а страхование может быть и натуральным;

-страховые отношения носят вероятностный характер, использование срeдств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев;

-доходы государственного бюджета формируются за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц, а использование этих средств выходит далеко за рамки интересов плательщиков взносов. В данном случае происходит перераспределение ущерба, как между территориальными единицами, так и во времени. Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специального денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов;

-движение денежной формы стоимости в страховании подчинено вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая [1, с.192].

Содержание страховых отношений наиболее полно выражают его общие и специфические функции.

В качестве общих функций выделяются следующее:

-формирование специального фонда денежных средств (в обязательной или добровольной форме). Через него осуществляются инвестиции временно свободных средств банковские и иные структуры, недвижимость, ценные бумаги и т.д.;

-возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. В данном случае право на возмещение ущерба имеют только юридические и физические лица - участники формирования страхового фонда.

-предупреждение страховых случаев и минимизация ущерба через широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий стихийных бедствий, несчастных случаев.

К специфическим функциям страхования относятся: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная.

Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части средств фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий.

Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда на предотвращение или уменьшение возможного ущерба через предупредительные и репрессивные мероприятия.

Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни и дополнительной пенсии, которые предусматривают накопление страховой суммы согласно договору и выплату страхователю страхового обеспечения по окончании срока страхования. В условиях инфляции эта функция теряет свою значимость.

Контрольная функция страхования обусловлена строго целевой направленностью формирования и использования, созданных страховщиком фондов и резервов [1, с.192].

Страхование распространяется только на риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая. Для зачисления риска в страховую группу следует убедиться, что он отвечает следующим критериям:

-риск возможен;

-носит случайный характер (неизвестны  объект и место страхового  события, время его наступления, размер причиненного ущерба);

-случайное проявление конкретного  риска соотносится с однородной  совокупностью схожих рисков, то есть к нему применим закон больших чисел;

-страхователь в риске не  заинтересован;

-страховая защита отвечает  общественным интересам;

-последствия риска объективно  измеримы и имеют денежное  выражение, причем в стоимость  риска входит несколько основных показателей, характеризующих последствия его воздействия (потеря здоровья, финансовые убытки, упущенные возможности, потраченное время);

-риск чистый, конкретный [1, с.192].

Под чистым риском понимается, как правило, очищенный от ожидаемой прибыли в бизнесе, то есть от спекулятивного риска. Однако в бизнесе потенциальную возможность получить прибыль создает, прежде всего, спекулятивный риск, с которым связаны как приобретения, так и потери. На рынке выживают наиболее сильные и предприимчивые, благодаря чему улучшаются потребительские свойства товаров и др. Вместе с тем невозможно застраховать ожидаемую величину прибыли от вложения денег в дело или в ценные бумаги, иначе исчезнут стимулы к созданию самой прибыли. Поэтому страхование осуществляется только от чистого риска. Спекулятивный риск лишь частично покрывается страхованием, например при страховании кредитов. Под конкретностью риска понимается то, что он не имеет обезличенных причин и крупномасштабных последствий [1, с.192].

На практике существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация - фонд риска), централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. Значение и распространение каждой из них предопределяется конкретными историческими и экономическими условиями и, в конечном счете, зависит от уровня развития производительных сил общества.

Создание в децентрализованном порядке обособленного фонда (как правило, в виде натуральных запасов) каждым предприятием или хозяйством в отдельности является самострахованием. Особое значение имеют подобные фонды для сельскохозяйственного производства, которое в значительной степени зависит от климатических и природных условий и в большей степени, чем промышленность, подвергается воздействию стихийных сил природы.

Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Он предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий.

Третья форма создания страхового фонда - страхование - здесь фонд формируется за счет страховых взносов его участников (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.). Он расходуется на строго определенные цели: возмещение ущерба, оказание страховой защиты только участникам его создания. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплаты пострадавшим осуществляются на основе определенных правил, оговоренных в договорах страхования.

На практике страховой фонд страховщиков представляет систему страховых резервов и других фондов, источниками, формирования которых являются соответствующие элементы страховых тарифов и часть прибыли страховой организации [1, с.193].

Страховые резервы используются страховщиком для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных чрезвычайных событий и оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (утрата трудоспособности, дожитие до обусловленного срока или события и др.). Кроме того, резервы страховых организаций направляются на предотвращение или уменьшение ущерба. Существуют две категории принимаемых мер:

-предупредительные (превентивные), их цель предотвратить возможность возникновения бедствия;

-подавляющие (репрессивные), ограничивающие разрушительную силу уже наступившего события. Временно свободные страховые резервы инвестируются по различным каналам инвестиционной деятельности для получения прибыли страховыми компаниями [1, с.193].

По отраслевому признаку выделяют страхование личное, имущественное и ответственности.

Личное страхование предполагает предоставление страховой защиты гражданам, оно производится на случай наступления определенных событий, влияющих на жизнь и здоровье застрахованных.

Объектами страховых отношений в имущественном страховании выступают имущество в различных видах и имущественные интересы. Страхование производится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба имущественным правам последнего (в том числе убытков от предпринимательской деятельности) из-за невыполнения обязательств контрагентами предпринимателя (или изменения условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам).

В страховании ответственности объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникающим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), либо ответственность по договору.

Классификация страхования по роду опасностей является частичной и охватывает только имущественное страхование.

Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной форме.

Обязательное страхование основывается на законе, определяющем перечень объектов страхования, виды и порядок проведения, объем ответственности страховщика и права страхователя, тарифы и порядок уплаты страховых взносов.

Структура центрального аппарата Фонда:

управляющий Фондом; первый заместитель управляющего Фондом; заместитель управляющего Фондом; контрольно-ревизионный отдел; отдел бюджетной политики; отделение бухгалтерского учета и отчетности; управление социального страхования и пенсий; управление методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования; управление развития информатизации и персонифицированного учета; управление правовой, кадровой и организационной работы.

В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица (территориальные органы Фонда), а также городские, районные и районные в городах отделы (секторы) [5].

Добровольное страхование осуществляется на основе договора страхования, определяющего такие существенные условия, как, объект страхования, перечень страховых случаев, страховая сумма, размеры страховых взносов, сроки их уплаты, застрахованное лицо и ряд других. Страховой договор относится к категории возмездных двусторонних соглашений между страхователем и страховщиком, регламентирующих их взаимные права и обязанности.

Страховой тариф, по которому заключается договор страхования, носит название брутто-тарифа. Он устанавливается в абсолютном денежном выражении, в процентах или промилле от страховой суммы в заранее обусловленном временном интервале (сроке страхования). В его состав входят нетто-тариф и нагрузка.

Нетто-тариф обеспечивает формирование той части страхового фонда, которая предназначена для выплат страхователям. Его величина определяется на основе данных страховой статистики с использованием теории вероятностей.

Нагрузка необходима для покрытия затрат на проведение страхования, она составляет меньшую часть брутто-тарифа (зависит от формы и вида страхования). Деление на нетто-тариф и нагрузку характерно для тарифов всех видов страхования. Однако построение тарифов по страхованию жизни имеет свои особенности: расчеты производятся с использованием демографической статистики и теории вероятностей, при этом применяются способы долгосрочных финансовых исчислений. Для этого вида страхования характерна более сложная структура нетто-тарифа.

Таким образом, становление и развитие социального государства процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. Перестройка системы социальной защиты и перевод ее на новые принципы функционирования возможны лишь в условиях изменения социального сознания общества и глубокого понимания сущности и значимости системы социальной защиты, ее новых теоретических концепций, моделей, понятий и, что особенно важно, преодоления утвердившегося за долгие годы образа теоретического и практического мышления.



Список использованной литературы:

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Зайцева, М.А. Страховое дело: Учеб. пособие/ Л.Н.  Литвинова, А.В. Урюпин и др.; под. ред. М.А. Зайцевой, Л.Н.  Литвиновой. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 286 с. Человеческий потенциал Республики Беларусь / С.Ю. Солодовников [и др.]; под ред. П.Г. Никитенко. - Минск: 2009. - 716 с. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 775с. Фонд Социальной Защиты Населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ssf.gov.by/ru/razm-posobiy-ru/. - Дата доступа: 10.03.2020. Фонд Социальной Защиты Населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ssf.gov.by/ru/structure-ru/. - Дата доступа: 10.03.2020. Министерства труда и социальной защиты населения республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/activity/sostojanie/. - Дата доступа: 10.03.2020. Министерства труда и социальной защиты населения республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/activity/sostojanie/. - Дата доступа: 10.03.2020. Информация о пенсионном обеспечении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/pensia/infa1 . - Дата доступа: 11.03.2020. Выплата пособий и пенсий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ssf.gov.by/ru/vyplata-posobiy-ru/. - Дата доступа: 11.03.2020. Закон Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 190-З «О пенсионном обеспечении». Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник: Минск, 2013.-322с. Писарчик, Л.Я. Проблемы социального страхования в Беларуси / Л.Я. Писарчик // Директор. - 2004. - №7. - С. 9-13. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник: Минск, 2013.-322с. Арещенко, В.Д Рынок труда и занятость населения / В.Д. Арещенко. – Минск: Мисанта,2013. – 419 с. Боровик, Л.С. Политика занятости: направления развития / Л.С. Боровик // Белорусский экономический журнал. – 2011. - № 1. – С. 34-45. Ванкевич Е.В. Рынок труда: тенденции развития в Республике Беларусь / Е.В. Ванкевич. – Минск: БГЭУ, 2012. – 298 с. Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З О занятости


Цена сегодня: 40.00 бел.руб.

Вы находитесь на сайте как незарегистрированный пользователь.
Для покупки работы Вам необходимо авторизоваться на сайте через социальную сеть
Либо Вы может заполнить все поля ниже, тогда кабинет пользователя будет создан автоматически
Ваше имя :
Придумайте логин :
Ваш e-mail :
Ваш телефон :
Параметры выбора
Дисциплина
Вид работ
Цена
от 
до 
Год сдачи
от 
до 
Минимальный балл
Страниц не менее
Слова в названии
Слова в описании


ИП Глухов Руслан Алексеевич, Свид-во о гос. рег. № 190616554 от от 07.04.2005 г., Мингорисполком.
Юр. адрес: 220020, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Победителей, 125-185

Megabank.by - Купить дипломную работу в Минске

Разработка сайта 3D.BY

Оставьте свои данные и мы перезвоним!