Содержание
Введение...…...….............................…...…..............................…...…....................3
Глава I Теоретическое изучение особенностей социальной работы с молодёжью………………………………………………………………………...5
1.1.Социально-демографический и социально-психологический портрет молодёжи………………………………………………………………………......5
1.2. Государственная молодёжная политика в РБ……………………………..12
1.3. Социальная работа с молодёжью: модели, подходы, парадигмы………..17
1.4. Организация и технологии работы социальных служб для молодёжи….21
Глава II Экспериментальное исследование социального портрета современного студента………………………………………………………….27
2.1. Методика изучения социального портрета современного студента…….27
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………………..28
Заключение...…...….............................…...…..............................…...…..............37
Список использованной литературы...…...…..............................…...…............40
Приложения
1.1.Социально-демографический и социально-психологический портрет молодёжи.
Молодёжь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.:
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет (В.Т.Лисовский) [22].
Позднее было дано более полное определение: молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации (И.С.Кон) [22].
Сегодня существует множество взглядов на понятие «молодёжь». Большинство ученых определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе[22].
В социологии понятие «молодёжь» в широком смысле слова определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей [11].
2.1. Методика изучения социального портрета современного студента
С целью возможного дальнейшего учёта социальной позиции современной молодёжи при разработке более эффективной молодёжной политики в стране было проведено экспериментальное исследование среди студентов Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина».
База исследования: Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина».
Количество участников: 25 студентов 3-го курса социально-педагогического факультета.
Цель: описание социального портрета современного студента.
Методы исследования: анкетирование.
Анкета содержит 24 вопроса. Вопросы направлены на описание социального портрета и определение социальной позиции студентов.
Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
Головатый Н.Ф. Социология молодёжи: Курс лекций. – К.: МАУП, 1999. – 224 с. Государственная молодёжная политика в Республике Беларусь: материалы семинара-практикума педагогических работников студенческого городка БГУ // Хозеева И.А. Нормативная база государственной молодёжной политики Республики Беларусь. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодёжью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений в Республике Беларусь» (принят 9 ноября 1999 года). Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь» (принят 24 апреля 1992 года, изменения внесены 9 июля 1997 года). Конституция Республики Беларусь. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с. Молодёжь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения / Под ред. Лаптенка С.Д. – Мн., 2004. – 342 с. Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь в контексте интеграционных процессов, 1-ая Республиканская научно-практическая конференция. В 2 ч. Ч.1 / Богданов и др. // Довгало И.В. Некоторые аспекты государственной молодёжной политики в Республике Беларусь. – Гомель, – 6-7 апреля 2006 г. – С. 33-37. Республиканская программа «Молодёжь Беларуси» на 2006-2010. Социальная работа с молодёжью: Учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф.Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 328 с. Социальная работа с молодёжью: пособие / С.В. Лапина, Г.Ф. Бедулина, З.И. Волович и др.; под ред. С.В. Лапиной. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ.Беларусь, 2007. – 101 с. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. Пособие / П.П.Украинец, С.В.Лапина, С.Н.Бурова и др.; Под ред. П.П.Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 228 с. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 года № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодёжной политики в Республике Беларусь». Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В.Фирсов. – М.: Академичксуий Проект, 2007. – 432 с. Ярская В.Н, Яковлев Л.С., Слепухин А.Ю., Петров Д.В., Добрин К.Ю., Барябина Е.Н. Социология молодёжи в контексте социальной работы – Саратов, 2004.