Введение. 3
ГЛАВА 1 Категория переживания В психологической науке 4
Глава 2 Сущность и функции тревоги.. 9
Глава 3 Развитие субъектности личности при переживании тревоги.. 16
Заключение. 23
Список используемой литературы.. 24
С.Л. Рубинштейн определял личное переживание как «совокупность человеческих чувств, а по существу, совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме» [38, с. 574].
Общепсихологическая традиция рассматривает переживание как элемент эмоциональной жизни человека в трех аспектах: гедоническом, деятельностном, адаптационном.
Представители гедонического подхода (Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, А.О. Прохоров, Е.П. Ильин) связывают понятие «переживание» с психическими состояниями, которые являются активной, системной, приспособительной реакцией личности на внешние и внутренние воздействия и направлены на сохранение ее целостности и обеспечение жизнедеятельности в конкретных условиях обитания. Переживание рассматривается этими авторами в единстве с поведением и физиологическими изменениями как составляющими понятия «психическое состояние».
...
.Н. Леонтьев сравнивает понятия «индивид», «личность», «субъект», он пишет, что основу понятия «индивид» составляет единство и целостность субъекта и наличие свойственных ему особенностей. Личность субъекта, по его мнению, формируется в процессе предметной деятельности и общественных отношений. «Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе его развития человеческих связей с миром» [25, с. 121]. Ученый полагает, что именно деятельности субъекта являются исходными «единицами» психологического анализа личности.
К.А. Абульханова, анализируя проблему соотношения личности, субъекта и индивида, пишет: «Индивид является субъектом, т.к. он постоянно (вольно или невольно) участвует в развитии, заострении или ослаблении различного рода противоречий; само развитие противоречий связано со способами включения субъекта в жизнедеятельность» [1, с. 6].
По мнению К.А. Абульхановой основная потребность личности как субъекта - это возможность выразить себя в деятельности, в профессии, и именно это отличает ее от частных и конкретных мотивов. Она полагает, что способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, смыслу, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни [1, с. 7].
Список использованной литературы:
Абульханова, К.А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений / К.А. Абульханова, М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – №5. – С. 5-14 Алексеева, Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография / Л.В. Алексеева. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета – 2004. – 520 с. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. Анциферова, Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Л.И. Анциферова // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский [и др.] – М.: Академический проект, 2000. – С. 27-42. Банников, Г.С. Роль личностных особенностей в формировании структуры депрессии и реакций дезадаптации: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. / Г.С. Банников – М.: МНИИП, 1998 – 197 с. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2015 – 352 с. Бондырева С.К. Переживание (психология, социология, семантика): учеб. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2007. – 160 с. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – №6. – С. 3-15. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 200 с. ... Всего 58 источников