ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Психологические основы развития активной речи у детей раннего возраста…………………………………………………………………………..5
1.1 Характеристика раннего возраста………………………………………5
1.2 Развитие понимания речи………………………………………………..9
Глава 2. Основы развития активной речи……………………………………..15
2.1. Этапы развития речи………………………………………………………15
2.2. Особенности восприятия речи взрослых……………………………….16
Глава 3. Методы развития активной речи детей раннего возраста………..22
Выводы………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………34
Постепенно у ребенка формируется способность устанавливать словесный состав предложения. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. Дальше возникает анализ интонационно-смысловых групп : существительных и глаголов. На вопрос, сколько слов в предложении "Дети играются мячом"?, ребенок отвечает: "дети - первое слово, игрались мячом - второе". И только в результате учебы деть выделяют все слова, исключая служебные части речи [19, C.90].
Заметно усложняется регулирующая функция речи. Ребенок не просто способен выполнять инструкции взрослого, но стремится, чтобы они были мотивированы. Взрослый развивает у детей сознательное выполнение своих требований. С помощью речи ребенок влияет на взрослого и сверстников. Инструкции взрослого усложняются, предусматривают выполнении ребенком последовательного ряда действий. Они приобретают характер объяснений ребенку порядка работы. Например, взрослый объясню детям, как следует действовать, чтобы нарисовать хороший пейзаж, вылеплять из пластилина грибок.
В таких заданиях развивается способность принимать и удерживать инструкцию, которая будет играть важную роль в школьной учебе.
Благодаря речи у ребенка развивается внутренний план деятельности, который опережает практическое выполнение. Дошкольник начинает действовать по принципу "семь раз отмерь - один раз отрежь". Речь позволяет лучше понять свой план, разделить его на этапы, зафиксировать замысел, продумать наличие условий и средств выполнения. Практическое достижения результата становится быстрее, точным, правильным. Планирование сочетает практическую и умственную деятельность в единое целое, предоставляет им организованности и целенаправленности.
Список использованной литературы:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2007 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1994 Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание) Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1985. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1998 Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с. и др.