СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. |
3 |
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………… |
5 |
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……... |
5 |
1.2 Цели и функции государственного регулирования в смешанной экономике………………………………………………………………………… |
8 |
1.3 Структура государственного управления………………………………….. |
12 |
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………….............................. |
21 |
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Беларусь…….. |
21 |
2.2 Антимонопольное регулирование – источник развития конкуренции в Республике Беларусь…………………………………………………………….. |
25 |
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….. |
32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. |
38 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. |
41 |
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Беларусь
Главная цель развития страны на 2016–2020 годы – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах:
Инвестиции в целях роста производительности труда и формирования центров опережающего регионального развития. Создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости. Рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли. Развитие информационного общества и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий. Развитие потенциала молодежи и ее активное вовлечение в создание экономики знаний.
Реализация поставленной цели и обозначенных приоритетов развития в 2016–2020 годах позволит повысить ВВП страны на 12–15 % за пятилетие, реальные располагаемые денежные доходы граждан – на 9,5 – 11,6 процента. По итогам 2017 г. можно констатировать выполнение шести из семи прогнозных показателей, что позволяет позитивно оценивать потенциал национальной экономики в достижении основных параметров прогноза социально-экономического развития 2016– 2020 гг.
Показатели производительности труда, инфляции и экспорта товаров и услуг были выполнены со значительным превышением первоначального прогноза таблица 2.1.
Таблица 2.1 – Основные параметры прогноза социально- экономического развития Республики Беларусь за январь-ноябрь в 2017–2018 гг.
Показатель |
Факт, 2017 г. |
прогноз2 , 2017 г. |
Прогноз3 , 2018 г. |
ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года, в сопоставимых ценах |
102,4 |
101,7 |
103,5 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности |
9,6 |
4,0 |
7,0 |
Индекс потребительских цен, декабрь 2017 г. к декабрю 2016 года, в % |
104,6 |
Не более 109,0 |
Не более 106,0 |
Производительность труда по ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
103,61 |
101,8 |
103,2 |
Продолжение таблицы 2.1
Экспорт товаров и услуг, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
121,7 |
103,8 |
105,7 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в % к ВВП |
0,1 |
0,1 |
-0,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
101,5 |
101,3 |
103,2 |
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), млрд долл. США |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
Источник: [19, c. 2, табл. 1]
Оценка выполнения приоритета «Инвестиции в целях роста производительности труда и формирования центров опережающего регионального развития».
В 2017 г. отмечено оживление инвестиционной активности в экономике, а также повышение эффективности инвестиционной деятельности организаций. По итогам 2017 г. по сравнению с прошлым годом инвестиции в основной капитал увеличились на 5,3% (при прогнозе темпа роста в 101,7%).
Однако, несмотря на прирост реальных объемов инвестиций в основной капитал, в настоящее время уровень инвестирования составляет всего 73,9% от аналогичного уровня 2010 г. и 65,2% от уровня 2011 г.
Рассмотрим графическую структуру социально-экономического развития Республики Беларусь за январь-ноябрь
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года ”О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь“ (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 20, ст.222).
В Программе дана оценка развития национальной экономики в 2011 – 2015 годах, определены цели, задачи, приоритеты, основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 – 2020 годах.
В ней обоснованы пути повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни белорусских граждан, развития конкуренции и совершенствования институциональной среды, предложены правовые и социально- экономические механизмы реализации приоритетов и задач пятилетия.
Программа направлена на скорейшее восстановление устойчивого экономического роста в Республике Беларусь и приближение уровня и качества жизни населения страны к развитым государствам мира. Программа сформирована на основе предвыборной программы Президента Республики Беларусь и основных положений Программы, одобренных пятым Всебелорусским народным собранием.
В среднем по республике номинальная заработная плата в марте 2018 г. составила 926,8 руб. (770,6 руб. в марте 2017 г.). Традиционно размер заработной платы по виду экономической деятельности «информация и связь» в марте 2018 г. в 3,6 раза выше, чем в среднем по республике, по виду экономической деятельности «финансовая и страховая деятельность» – в 1,9 раза. В сфере образования заработная плата в марте 2018 г. составила 68,5% от среднереспубликанского значения, в сфере здравоохранения – 75,3 %(Таблица 2.2).
Таблица 2.2 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности |
Март 2017 г. |
Март 2018 г. |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
534,2 |
529,1 |
Промышленность |
835,3 |
993,0 |
Строительство |
773,3 |
910,7 |
Оптовая и розничная торговля |
755,8 |
860,9 |
Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность |
805,5 |
979,3 |
Услуги по временному проживанию и питанию |
566,1 |
649,4 |
Информация и связь |
2421,7 |
3349,6 |
Финансовая и страховая деятельность |
1435,5 |
1710,5 |
Операции с недвижимым имуществом |
631,1 |
756,7 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
1058,3 |
1200,7 |
Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг |
553,8 |
641,7 |
Государственное управление |
885,5 |
1261,7 |
Образование |
540,4 |
635,2 |
Здравоохранение |
591,4 |
697,6 |
Творчество |
572,8 |
681,4 |
Предоставление прочих услуг |
555,6 |
692,7 |
Источник: [120, c. 3, табл. 1.3]
При росте номинальной заработной платы в марте 2018 г., наблюдается рост и реальной заработной платы. Реальная заработная плата в марте 2018 г. составила 113,8% к аналогичному показателю марта 2017 г. Росла реальная заработная плата в марте 2018 г., по сравнению с мартом 2017 г., по всем видам экономической деятельности.
Наиболее быстрыми темпами в марте 2018 г. реальная заработная плата росла (в порядке убывания) по видам деятельности: «государственное управление»; «информация и связь»; «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность»; «финансовая и страховая деятельность», «промышленность». Рост реальной заработной платы положительно отразился на доходах населения. Реальные располагаемые доходы населения за январь–февраль 2018 г выросли на 7,5%.
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-феврале 2018 г. составил 87,8% (в январе-феврале 2017 г. – 86,3%).
В структуре денежных доходов населения в январе-феврале 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., можно отметить увеличение доли оплаты труда (с 60,3% в январе-феврале 2017 г. до 63,4% в январе- феврале 2018 г.).В то же время доли других видов доходов уменьшились, особенно заметное уменьшение характерно для доли доходов от собственности (с 3,6% в январе-феврале 2017 г. до 2,3% в январе-феврале 2018 г.).
Вызывает опасение отрицательная динамика коэффициента замещения пенсии, который характеризует эффективность пенсионной системы в стране и является частью пенсионной политики государства. Данный коэффициент показывает какая часть дохода остается у населения после выхода на пенсию.
В европейских странах коэффициент замещения пенсии составляет около 60%. В Беларуси данный коэффициент существенно ниже, а в последнее время наблюдается его уменьшение до уровня ниже критического, который составляет 40%. Несмотря на увеличение пенсионного возраста, в марте 2018 г. коэффициент замещения пенсии в Беларуси составил 34% (в январе 2018 г. – 36,6%, в марте 2017 г. – 38,6%, в январе 2017 г. – 41,2%). Рассмотрим графически коэффициент замещения пенсии Республики Беларусь рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 Коэффициент замещения пенсии, Республика Беларусь
Источник: [20, с. 4]
Основная цель социальной политики Республики Беларусь в 2016-2020 гг. −дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др).
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем.
Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и другое[10].
Список использованной литературы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при президенте Республики Беларусь. 2002. – 775 с. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова. Л.М. Захарова. Л.С. Вечер – Минск: академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005 – 215 с. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие для управление. и экон. специальностей вузов. – М.: Дело, 2001. – 280 с. Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития: Пособие для слушателей переподготовки руководящих работников и специалистов и студентов экономических специальностей вузов / Н.В. Борсук, Л.П. Матюшкова. – Брест, 2010. – 59 с. Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г № 289. «О структуре Правительства Республики Беларусь». Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер; Рос. акад. наук, Ин-т экономики. – М.: Наука, 2003. – 214 с. Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. No2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями). - Мн.: 2006. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 343 с.129 Мясникович, М. В. Совершенствование белорусской модели хозяйствования в условиях мирового экономического кризиса / М. В. Мясникович // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. – No 12. – С. 45 – 52. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с. Основы европейской хартии местного самуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. – 2 изд., перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. – М., 2000. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2011: статистический бюллетень / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Мн.: министерство статистики и анализа, 2011. – 191 с. Дмитриева, Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь / Н.Ю. Дмитриева // Известия ГГУ. - 2008. - №1. - С.56-67 Политико-административные отношения: кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. – М.: "Права человека", 2001. Дмитриева, Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь / Н.Ю. Дмитриева // Известия ГГУ. - 2008. - №1. - С.56-67. Воронов, А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития / А.А. Воронов. - Краснодар.: Куб. гос. ун-т., 2002. - 276 с. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: науч.-метод. Пособие / Э.И. Лобкович. - Минск: БГЭУ, 2000. - 70 с. Аналитический доклад «Оценка выполнения приоритетов основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. Об итогах социально-экономического развития Беларуси в январе-марте 2018г.