СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………………

5

1.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……...

5

1.2 Цели и функции государственного регулирования в смешанной экономике…………………………………………………………………………

8

1.3 Структура государственного управления…………………………………..

12

2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..............................

21

2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Беларусь……..

21

2.2 Антимонопольное регулирование – источник развития конкуренции в Республике Беларусь……………………………………………………………..

25

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………..

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

41



Фрагмент работы:

2       РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1    Анализ социально-экономического развития Республики Беларусь

Главная цель развития страны на 2016–2020 годы – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.

Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах:

Инвестиции в целях роста производительности труда и формирования центров опережающего регионального развития. Создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости. Рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли. Развитие информационного общества и широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий. Развитие потенциала молодежи и ее активное вовлечение в создание экономики знаний.

Реализация поставленной цели и обозначенных приоритетов развития в 2016–2020 годах позволит повысить ВВП страны на 12–15 % за пятилетие, реальные располагаемые денежные доходы граждан – на 9,5 – 11,6 процента. По итогам 2017 г. можно констатировать выполнение шести из семи прогнозных показателей, что позволяет позитивно оценивать потенциал национальной экономики в достижении основных параметров прогноза социально-экономического развития 2016– 2020 гг.

Показатели производительности труда, инфляции и экспорта товаров и услуг были выполнены со значительным превышением первоначального прогноза таблица 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные параметры прогноза социально- экономического развития Республики Беларусь за январь-ноябрь в 2017–2018 гг.

Показатель

Факт, 2017 г.

прогноз2 , 2017 г.

Прогноз3 , 2018 г.

ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года, в сопоставимых ценах

102,4

101,7

103,5

Рентабельность продаж в организациях промышленности

9,6

4,0

7,0

Индекс потребительских цен, декабрь 2017 г. к декабрю 2016 года, в %

104,6

Не более 109,0

Не более 106,0

Производительность труда по ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года

103,61

101,8

103,2

 

Продолжение таблицы 2.1

Экспорт товаров и услуг, в % к соответствующему периоду предыдущего года

121,7

103,8

105,7

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в % к ВВП

0,1

0,1

-0,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года

101,5

101,3

103,2

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), млрд долл. США

1,2

1,4

1,4

Источник: [19, c. 2, табл. 1]

 

Оценка выполнения приоритета «Инвестиции в целях роста производительности труда и формирования центров опережающего регионального развития».

В 2017 г. отмечено оживление инвестиционной активности в экономике, а также повышение эффективности инвестиционной деятельности организаций. По итогам 2017 г. по сравнению с прошлым годом инвестиции в основной капитал увеличились на 5,3% (при прогнозе темпа роста в 101,7%).

Однако, несмотря на прирост реальных объемов инвестиций в основной капитал, в настоящее время уровень инвестирования составляет всего 73,9% от аналогичного уровня 2010 г. и 65,2% от уровня 2011 г.

Рассмотрим графическую структуру социально-экономического развития Республики Беларусь за январь-ноябрь

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года ”О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Республики Беларусь“ (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 20, ст.222).

В Программе дана оценка развития национальной экономики в 2011 – 2015 годах, определены цели, задачи, приоритеты, основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 – 2020 годах.

В ней обоснованы пути повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни белорусских граждан, развития конкуренции и совершенствования институциональной среды, предложены правовые и социально- экономические механизмы реализации приоритетов и задач пятилетия.

Программа направлена на скорейшее восстановление устойчивого экономического роста в Республике Беларусь и приближение уровня и качества жизни населения страны к развитым государствам мира. Программа сформирована на основе предвыборной программы Президента Республики Беларусь и основных положений Программы, одобренных пятым Всебелорусским народным собранием.

В среднем по республике номинальная заработная плата в марте 2018 г. составила 926,8 руб. (770,6 руб. в марте 2017 г.). Традиционно размер заработной платы по виду экономической деятельности «информация и связь» в марте 2018 г. в 3,6 раза выше, чем в среднем по республике, по виду экономической деятельности «финансовая и страховая деятельность» – в 1,9 раза. В сфере образования заработная плата в марте 2018 г. составила 68,5% от среднереспубликанского значения, в сфере здравоохранения – 75,3 %(Таблица 2.2).

 

Таблица 2.2        Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Март 2017 г.

Март 2018 г.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

534,2

529,1

Промышленность

835,3

993,0

Строительство

773,3

910,7

Оптовая и розничная торговля

755,8

860,9

Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

805,5

979,3

Услуги по временному проживанию и питанию

566,1

649,4

Информация и связь

2421,7

3349,6

Финансовая и страховая деятельность

1435,5

1710,5

Операции с недвижимым имуществом

631,1

756,7

Профессиональная, научная и техническая деятельность

1058,3

1200,7

Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг

553,8

641,7

Государственное управление

885,5

1261,7

Образование

540,4

635,2

Здравоохранение

591,4

697,6

Творчество

572,8

681,4

Предоставление прочих услуг

555,6

692,7

Источник: [120, c. 3, табл. 1.3]

 

При росте номинальной заработной платы в марте 2018 г., наблюдается рост и реальной заработной платы. Реальная заработная плата в марте 2018 г. составила 113,8% к аналогичному показателю марта 2017 г. Росла реальная заработная плата в марте 2018 г., по сравнению с мартом 2017 г., по всем видам экономической деятельности.

Наиболее быстрыми темпами в марте 2018 г. реальная заработная плата росла (в порядке убывания) по видам деятельности: «государственное управление»; «информация и связь»; «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность»; «финансовая и страховая деятельность», «промышленность». Рост реальной заработной платы положительно отразился на доходах населения. Реальные располагаемые доходы населения за январь–февраль 2018 г выросли на 7,5%.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-феврале 2018 г. составил 87,8% (в январе-феврале 2017 г. – 86,3%).

В структуре денежных доходов населения в январе-феврале 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., можно отметить увеличение доли оплаты труда (с 60,3% в январе-феврале 2017 г. до 63,4% в январе- феврале 2018 г.).В то же время доли других видов доходов уменьшились, особенно заметное уменьшение характерно для доли доходов от собственности (с 3,6% в январе-феврале 2017 г. до 2,3% в январе-феврале 2018 г.).

Вызывает опасение отрицательная динамика коэффициента замещения пенсии, который характеризует эффективность пенсионной системы в стране и является частью пенсионной политики государства. Данный коэффициент показывает какая часть дохода остается у населения после выхода на пенсию.

В европейских странах коэффициент замещения пенсии составляет около 60%. В Беларуси данный коэффициент существенно ниже, а в последнее время наблюдается его уменьшение до уровня ниже критического, который составляет 40%. Несмотря на увеличение пенсионного возраста, в марте 2018 г. коэффициент замещения пенсии в Беларуси составил 34% (в январе 2018 г. – 36,6%, в марте 2017 г. – 38,6%, в январе 2017 г. – 41,2%). Рассмотрим графически коэффициент замещения пенсии Республики Беларусь рисунок 2.1.

 

Рисунок 2.1                  Коэффициент замещения пенсии, Республика Беларусь

Источник: [20, с. 4]

 

Основная цель социальной политики Республики Беларусь в 2016-2020 гг. −дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др).

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем.

Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и другое[10].



Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при президенте Республики Беларусь. 2002. – 775 с. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова. Л.М. Захарова. Л.С. Вечер – Минск: академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005 – 215 с. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие для управление. и экон. специальностей вузов. – М.: Дело, 2001. – 280 с. Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития: Пособие для слушателей переподготовки руководящих работников и специалистов и студентов экономических специальностей вузов / Н.В. Борсук, Л.П. Матюшкова. – Брест, 2010. – 59 с. Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г № 289. «О структуре Правительства Республики Беларусь». Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер; Рос. акад. наук, Ин-т экономики. – М.: Наука, 2003. – 214 с. Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. No2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями). - Мн.: 2006. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 343 с.129 Мясникович, М. В. Совершенствование белорусской модели хозяйствования в условиях мирового экономического кризиса / М. В. Мясникович // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. – No 12. – С. 45 – 52. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с. Основы европейской хартии местного самуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. – 2 изд., перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. – М., 2000. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2011: статистический бюллетень / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Мн.: министерство статистики и анализа, 2011. – 191 с. Дмитриева, Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь / Н.Ю. Дмитриева // Известия ГГУ. - 2008. - №1. - С.56-67 Политико-административные отношения: кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. – М.: "Права человека", 2001. Дмитриева, Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь / Н.Ю. Дмитриева // Известия ГГУ. - 2008. - №1. - С.56-67. Воронов, А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития / А.А. Воронов. - Краснодар.: Куб. гос. ун-т., 2002. - 276 с. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: науч.-метод. Пособие / Э.И. Лобкович. - Минск: БГЭУ, 2000. - 70 с. Аналитический доклад «Оценка выполнения приоритетов основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. Об итогах социально-экономического развития Беларуси в январе-марте 2018г.


Цена сегодня: 40.00 бел.руб.

Вы находитесь на сайте как незарегистрированный пользователь.
Для покупки работы Вам необходимо авторизоваться на сайте через социальную сеть
Либо Вы может заполнить все поля ниже, тогда кабинет пользователя будет создан автоматически
Ваше имя :
Придумайте логин :
Ваш e-mail :
Ваш телефон :
Параметры выбора
Дисциплина
Вид работ
Цена
от 
до 
Год сдачи
от 
до 
Минимальный балл
Страниц не менее
Слова в названии
Слова в описании


ИП Глухов Руслан Алексеевич, Свид-во о гос. рег. № 190616554 от от 07.04.2005 г., Мингорисполком.
Юр. адрес: 220020, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Победителей, 125-185

Megabank.by - Купить дипломную работу в Минске

Разработка сайта 3D.BY

Оставьте свои данные и мы перезвоним!