ВВЕДЕНИЕ. 4
Правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств как объект уголовно-правовой охраны.. 6
1.1 Понятие преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 6
1.2 Транспортное средство как предмет преступлений против безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 9
Уголовно-правовая характеристика отдельных преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 13
2.1 Объективные признаки отдельных преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 13
2.2 Субъективные признаки отдельных преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 20
2.3 Квалифицированные и особо квалифицированные признаки отдельных преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 24
Вопросы квалификации отдельных преступных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
В 2018 году в Республике Беларусь зарегистрировано 3399 дорожно-транспортных происшествий, в которых 549 человек погибли, 3680 – получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с 2017 годом количество аварий снизилось на 419, число погибших – на 40, раненых – на 60.
Очень важной проблемой также является сохранение жизни участников дорожного движения в случае совершения дорожно-транспортного происшествия. Если в западноевропейских странах из ста пострадавших в ДТП погибает не более трех человек, то в нашей стране – около десяти. Среди регионов нашей страны наиболее низкий показатель гибели участников дорожного движения традиционно отмечается в столице преимущественно в связи с ограничением в условиях города скоростного режима, повышенным контролем, в том числе с использованием технических средств, за организацией дорожного движения, а также наиболее низкой долей дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
...
Второй аспект рассматриваемой проблемы состоит в том, что как в законе, так и на практике ответственность в рамках неосторожной вины не дифференцируется. Правда, УК к обстоятельствам, отягчающим ответственность, учитываемым при назначении наказания за неосторожные преступления, относит совершение преступления по неосторожности вследствие сознательного нарушения установленных правил безопасности (п. 16 ст. 64 УК). Однако, на практике оно редко принимается во внимание.
В этой связи можно было бы согласиться с высказываемыми ранее предложениями об установлении повышенной ответственности за причинение по неосторожности смерти либо тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в тех случаях, когда имеет место легкомыслие, обусловленное умышленным, и притом грубым, нарушением правил предосторожности. Такие предложения высказывались в то время, когда по закону за неосторожное преступление могло быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. На сегодняшний день, когда максимальный срок лишения свободы за такое преступление ограничен семью годами, когда совершенно отсутствует дифференциация содеянного в зависимости от вида неосторожной вины (легкомыслие или небрежность), грубейшие нарушения правил предосторожности, в том числе и управление транспортным средством в состоянии опьянения, по существу оказываются без должной правовой оценки, подпадая под общее понятие неосторожного преступления. Возможно, повышенная ответственность в подобных случаях, а не только ее неотвратимость, явилась бы фактором, способным предупреждать многочисленные смерти и травмы на дорогах.
Список использованной литературы:
Ананич, С.В. Некоторые вопросы ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / С.В. Ананич // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь : тез.докл. Междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2010. – С. 224–225. Бурлаков, В.Н. Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений / В.Н. Бурлаков // Известия ВУЗов. Правоведение. – 2009. – № 1. – С. 121–129. Данилов, Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские. Экспертизы / Е.П.Данилов. – 2-е изд. - М.: Кнорус, 2004. – 592 с. Калинкович, В. Отдельные вопросы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК) / В. Калинкович, Л. Дулько // Судовы веснік. – 2008. – № 4. – С. 11–14. Коробеев, А.И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность / А.И. Коробеев. – М.: Юрид. лит., 1990. – 128 с. Куринов, Б.А. Автотранспортные преступления: квалификация и ответственность / Б.А. Куринов. – М.: Юрид. лит., 1976. – 208 с. Листратенко, П. Особенности ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК). Отдельные вопросы / П. Листратенко // Судовы веснiк. – 2007. – № 4. – С. 30–37. Лукьянов, В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений / В.В. Лукьянов. – М.: Юрид. лит., 1979. – 168 с. Мартынюк, А.И. Предмет угона транспортных средств / А.И.Мартынюк // Вести Института современных знаний. – 2006. – № 3. – С. 12–15. Мысливый, В.А. Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта : монография / В.А. Мысливый. – Днепропетровск : Юрид. акад. МВД Украины, 2004. – 379 с. ... Всего 32 источника.