СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАЧА 7 (стр. 96) 3
ЗАДАЧА 5 (стр. 115) 6
ЗАДАЧА 8 (стр. 138) 13
ЗАДАЧА 5 (стр. 155) 14
ЗАДАЧА 3 (стр. 178) 15
ЗАДАЧА 2 (стр. 190) 16
ЗАДАЧА.. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27
ЗАДАЧА 7 (стр. 96)
30 августа в 23.30 в подразделение МВД Республики Беларусь по борьбе с организованной преступностью обратился следователь прокуратуры Партизанского района г. Минска Полозов с заявлением о том, что в этот день его 13-летняя дочь Мария не вернулась с занятий в школе, а в 21.20 по телефону позвонил неизвестный и потребовал, чтобы он передал 31 августа в 10.00 на площади 8 Марта имеющиеся у него документы о преступной деятельности организатора преступной группы Болотова, иначе его дочь будет изнасилована и убита. В подтверждение своих слов преступник дал возможность Полозову услышать по телефону голос своей дочери. Полозов ответил, что выполнит требование преступников, но несколько позже, поскольку указанные документы находятся у его руководителя. Преступник сказал, что позвонит на следующий день в такое же время, и пригрозил, что если Полозов предпримет меры по задержанию вымогателей и спасению дочери, то она будет убита.
Задание:
Проанализировать условие задачи, дать оценку сложившейся следственной ситуации. Выдвинуть общие и частные версии. Обосновать необходимость проведения определенного комплекса следственных и иных процессуальных действий, а также проверочных, организационных и иных мероприятий, тактической комбинации либо тактической операции и составить соответствующий план (первоначального этапа расследования, осуществления определенного тактического комплекса). Определить области специальных знаний, которые целесообразно использовать и указать конкретные формы и тактические особенности их применения, составить соответствующие процессуальные документы (если они в данном случае необходимы).
ЗАДАЧА 5 (стр. 115)
4 июля в Мядельский РОВД обратилась жительница дер. Дубы Новицкая Н. с заявлением о том, что ее отец Новицкий М. уехал 1 июля на рыбалку на озеро Нарочь на собственной автомашине ВАЗ-2101 (госномер 43-56 МО) и до настоящего времени домой не возвратился. Заявительница пояснила, что отец собирался ехать на рыбалку со своим знакомым Брагиным, который живет в дер. Мосты. С собой Новицкий взял также свое охотничье ружье.
5 июля в лесном массиве в 5 км от дер. Проходы обнаружена сожженной указанная автомашина. В 4 м от автомашины найдены стреляная гильза от охотничьего патрона и 2 картонных пыжа. В 150 м. от нее обнаружен сильно обгоревший труп мужчины, в 20 м. от него – пустой рюкзак.
В распоряжение следователя поступила оперативная информация: а) о том, что в середине июня Новицкий М. оформил завещание на имя своей дочери Новицкой Н. и сына Новицкого Ю.; б) о том, что у Брагина появилось новое ружье.
Вопросы:
Какие виды следственного осмотра необходимо осуществить в данной ситуации. Какие объекты необходимо подвергнуть осмотру? Каковы тактические особенности осмотра этих объектов? Какие следственные и иные процессуальные действия, оперативные и иные мероприятия целесообразно провести в связи с этими осмотрами и в чем эта связь выражается? Какие версии можно выдвинуть на основании имеющейся информации?
ЗАДАЧА 8 (стр. 138)
По подозрению в изготовлении и сбыте поддельных денежных знаков и ценных бумаг задержан Никитин. Подозреваемый проживает один в отдельной квартире многоэтажного дома. Имеет дачу, автомашину, гараж. Работает слесарем в мастерской по ремонту автомобилей.
Вопросы:
Где в данном случае необходимо провести обыск? На какие объекты необходимо обратить особое внимание при обыске?
ЗАДАЧА 5 (стр. 155)
Следователь допросил в качестве свидетеля по уголовному делу о хулиганстве, совершенном несовершеннолетним Хохловым, его классного руководителя Недвецкого, хорошо знавшего подростка, обстановку в его семье. Следователю не удавалось установить психологический контакт с Хохловым и он принял решение о привлечении к участию в его допросе в качестве специалиста Недвецкого, пользовавшегося большим уважением и авторитетом у несовершеннолетнего.
Вопрос:
Насколько правильным было с процессуальной и тактической точек зрения решение следователя? Как следовало бы поступить в данном случае?
ЗАДАЧА 3 (стр. 178)
Следователем Роговым расследовалось уголовное дело об избиении 25 декабря 2003 г. группой молодежи Пушкова. Из-за противоречий в показаниях подозреваемого и потерпевших, недостатка доказательств следствие по делу затянулось. Лишь в июне 2004 г. следствию удалось установить свидетеля Ращеню, который пояснил, что в тот день в 19.00 он из окна своей квартиры, расположенной на четвертом этаже многоэтажного дома, видел, как группа молодых людей во дворе избивает человека. При этом свидетель пояснил, что узнал человека, который наносил удары. Это был Гущик, одноклассник его сына.
Установив, что расстояние, с которого Ращеня наблюдал происходящие события, составило около 70 м, следователь усомнился в правдивости показаний свидетеля и решил проверить их с помощью следственного эксперимента. Стремясь максимально точно воспроизвести условия восприятия криминального события, следователь провел его в таких же погодных условиях (шел мелкий дождь), в такое же время суток (19.00), расположив свидетеля у окна его квартиры, а человека, которого он должен был узнать, на месте драки. Ращеня узнал данного человека.
Вопрос:
Насколько достоверными можно считать результаты эксперимента и почему?
ЗАДАЧА 2 (стр. 190)
Сотрудники патрульно-постовой службы обратили внимание на мужчину, который в 23.00 нес две тяжелые сумки. Когда они подошли к нему, он бросил сумки и пытался убежать, но был задержан и доставлен в дежурную часть отдела внутренних дел. В сумке оказались 30 литровых банок эмали для пола польского производства. На одежде задержанного обнаружены наложения вещества красного цвета, которое не смывалось водой с мылом. Задержанный признался, что совершил кражу со склада магазина «Химия в быту». Прибывшие к зданию склада сотрудники милиции обнаружили, что двери склада открыты, рядом с дверями лежит сломанный замок.
Вопросы:
Какие следственные действия необходимо провести? Какие необходимо назначить экспертизы и какие вопросы поставить перед экспертами? Какие необходимо изъять образцы для сравнительного исследования?
ЗАДАЧА
Информация 1.
22 мая в 21.10 в дежурную часть Советского РУВД г. Минска по телефону поступило сообщение от вахтера общежития № 12 Белорусского государственного технического университета Шпакова о том, что в общежитие ворвалась группа молодых людей в количестве примерно 20 человек, избила проживающих там иностранных студентов и скрылась.
Задание:
Определить состав и оснащенность следственно-оперативной группы для выезда на место происшествия.
Информация 2.
По прибытии на место происшествия сотрудники следственно-оперативной группы установили 14 иностранных студентов, пострадавших от нападения хулиганов, которые пояснили, что уже на протяжении двух недель группировка из числа местной молодежи угрожает расправой проживающим в общежитии иностранным студентам, несколько раз нападали на них возле общежития и избивали, а на этот раз ворвались в общежитие и комнаты студентов и избили их. Хулиганы высказывали угрозы в адрес всех иностранных студентов, заявляли, что не оставят их в покое до тех пор, пока они не уедут из Республики Беларусь. При этом правонарушители наносили пострадавшим удары ногами, руками и принесенными с собой металлическими прутьями. Двое хулиганов, проявляя особый цинизм, демонстративно отправляли естественные надобности в одной из комнат студентов. Приехали они к общежитию на мотоциклах и двух легковых автомашинах.
Задание:
Определить:
а) тактику осмотра места происшествия, иных следственных действий и мер оперативно-розыскного и организационного характера;
б) какие следы могут быть изъяты при осмотре места происшествия в подобной ситуации;
в) экспертизы, которые необходимо назначить; вопросы, которые следует поставить перед экспертами.
Информация 3.
В распоряжение следователя поступила оперативная информация о членах молодежной националистической группировки, которые причастны к хулиганству в общежитии. Последние проживают в Минске в микрорайоне Шабаны, постоянно собираются по вечерам в лесопарке, могут иметь при себе огнестрельное оружие.
Задание:
1) составить план тактической операции по задержанию преступников;
2) определить тактику допроса задержанных и иных следственных действий, которые необходимо провести после их задержания.
Список использованной литературы:
Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: НОРМА–ИНФРА М, 2001. – 240 с. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории – к практике / Р.С. Белкин. – М.: Юрид, лит., 1988. – 304 с. Ищенко, Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Инфра-М», 2005. – 696 с. Криминалистика : учеб. для вузов / Т.В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р.С. Белкина. – М. :НОРМА – ИНФРА-М, 2000. – 990 с. Криминалистика. Том II / под ред. Р.С. Белкина; М-во внутрен. дел СССР, Акад. МВД СССР. – М.: Акад. МВД СССР, 1980. – 508 с. Криминалистика: Учеб. / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 928 с. Криминалистика: Учеб. пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин [и др.]; под ред. А. В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 441 с. Криминалистика: учебник / под ред. Г.Н. Мухина; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 863 с. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.