СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАЧА 7 (стр. 47) 3
ЗАДАЧА 6 (стр. 50) 6
ЗАДАЧА 6 (стр. 55) 15
ЗАДАЧА 6 (стр. 60) 19
ЗАДАЧА 6 (стр. 67) 25
ЗАДАЧА 6 (стр. 72) 30
ЗАДАЧА 7 (стр. 79) 37
ЗАДАЧА 2 (стр. 119) 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 45
ЗАДАЧА 7 (стр. 47)
В РОВД с заявлением о краже его имущества обратился Вахрушкин (впоследствии привлеченный к уголовной ответственности, в том числе за заведомо ложный донос). Заявитель сообщил, что, находясь в командировке в чужом городе, купил телевизор, так как дома в день приезда собирался подарить его жене на день рождения и купить его на месте не успел бы. На вокзал приехал утром, так как уже выселился из гостиницы. Коробку с телевизором оставил в камере хранения. Приемщик попросил его помочь поставить коробку на полку, так как она была тяжелая и он боялся повредить телевизор. После Вахрушкин поехал по делам. Когда вечером пришел за телевизором в камеру хранения, приемщик сразу обнаружил, что коробка стала легкой. Внутри нее ничего не оказалось. Телевизор был похищен.
Проанализируйте информацию, выдвиньте и обоснуйте версии.
Решите, достаточно ли оснований к возбуждению уголовного дела. Обоснуйте свою точку зрения. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий. Если достаточно, – план расследования по предлагаемой в задаче 5 форме.
ЗАДАЧА 6 (стр. 50)
В ходе расследования уголовного дела по обвинению Петрашевского в совершении ряда убийств было установлено, что трупы троих убитых им женщин он закопал в лесу между д. Старый двор и д. Выселки. Площадь данного участка составляет примерно 21 000 м2. Два трупа он утопил в болоте, расположенном в этом же лесу.
Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия.
Определите состав следственно-оперативной группы и лиц, которые должны присутствовать при осмотре.
Определите порядок взаимодействия участников осмотра.
Определите перечень технико-криминалистических средств, необходимых для осмотра места происшествия.
Решите, какие действия необходимо осуществить по прибытии на место происшествия до начала осмотра.
Определите методы, задачи, границы и исходную точку осмотра места происшествия.
Определите последовательность и тактику проведения осмотра.
Определите методы и приемы, используемые для фотографирования обстановки на месте происшествия и отдельных следов.
Назовите объекты, подлежащие изъятию в ходе проведения осмотра.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия.
ЗАДАЧА 6 (стр. 55)
По уголовному делу по обвинению 17-летнего Темрука в разбойном нападении на Коновалова следователь решил произвести обыск по месту жительства подозреваемого с целью поиска похищенного. Из оперативных источников следователю стало известно, что Темрук хранит дома револьвер «Кольт», а также маковую солому. Револьвер хранится в тайнике под полом в комнате Темрука, а маковая солома в другом тайнике, но где расположен последний, не известно.
При подготовке к обыску следователь выяснил, что Темрук проживает вместе с матерью и парализованной бабушкой в трехкомнатной квартире, одна из комнат которой сдана в наем Вашкевичу.
В квартире Темрука при появлении следователя находились подозреваемый, его парализованная бабушка, квартирант Вашкевич. Следователь предъявил постановление Темруку и его бабушке и начал обыск. В ходе обыска следователь обнаружил одежду и револьвер, однако не смог обнаружить тайник с маковой соломой. Оперуполномоченный выдвинул версию, что она находится в постели, на которой лежит парализованная бабушка.
Однако при попытке обыскать постель бабушка стала плакать и кричать, что ей больно, после чего потеряла сознание. Следователь принял решение не производить дальнейших поисковых действий в постели.
Была выдвинута версия о том, что маковая солома может находиться в комнате квартиранта, где также был произведен обыск. При этом не обыскивались письменный стол и другие предметы, которые, по заявлению Вашкевича, принадлежали ему.
Следователь предложил участвующему в обыске оперуполномоченному вывести Темрука из его комнаты в кухню, а через 15–20 мин вновь ввести в комнату. После проведения этой операции тайник с маковой соломой, находившийся в ножках кресла, был легко обнаружен.
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите:
1) на обнаружение каких предметов и обстоятельств должен был быть направлен обыск в квартире Темрука;
2) все ли необходимые лица присутствовали при обыске у Темрука;
3) должен ли был находиться в квартире при обыске Вашкевич;
4) какую тактику поиска следовало избрать в отношении револьвера;
5) как должен был поступить следователь в отношении поисковых действий в постели бабушки Темрука, должен ли он был принять необходимые меры на случай возможных жалоб в связи с состоянием ее здоровья, если все же решил бы производить поисковые действия, какие именно;
6) верно ли поступил следователь в отношении обыска в комнате, занимаемой Вашкевичем;
7) имел ли следователь право производить обыск в комнате, когда Темрук находился на кухне, какой тактический прием был при этом применен, каковы природа этого приема и его интерпретации, возможные при обыске;
8) имел ли следователь право произвести личный обыск всех присутствующих при обыске лиц, если да, то каков порядок производства такого обыска.
ЗАДАЧА 6 (стр. 60)
Следователь Чайкин при расследовании уголовного дела по обвинению Морисова в краже из магазина получил информацию о том, что примерно в 1:00, когда Морисов возвращался после кражи домой, во дворе дома его видела проживающая в соседнем подъезде 17-летняя Галкина. Следователь прибыл в школу, где обучалась девушка, и стал ее допрашивать в кабинете директора школы, где они остались одни. Галкина сообщила, что в ночь совершения кражи из магазина ее родители были на даче, она примерно в 1:00 находилась во дворе дома вместе со своим другом Суриным. Они курили, стоя за деревом, и видели, как в свой подъезд зашел Морисов, который нес тяжелую сумку.
Когда следователь стал задавать Галкиной уточняющие вопросы, в кабинет зашла женщина, представившаяся матерью девушки. Она сказала, что возмущена тем, что ее несовершеннолетнюю дочь допрашивают без ее ведома и не в ее присутствии. Следователь объяснил матери, что беспокоиться не стоит, ее дочь всего лишь случайный свидетель обстоятельств, связанных с преступлением, и предложил ей остаться в кабинете во время допроса. Однако Галкина в присутствии матери стала говорить, что во время, которым интересуется следователь, она была дома и спала, о краже и Морисове ей ничего неизвестно.
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите, правильно ли следователь организовал допрос. Если да, обоснуйте свою точку зрения. Если нет, поясните, как он должен был вызвать несовершеннолетнюю на допрос, где и в присутствии кого ее допрашивать. Как он должен был поступить, когда во время допроса в кабинет зашла мать девушки?
Составьте план допроса Галкиной по предлагаемой в задаче 1 форме.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол допроса Галкиной при условии правильной организации допроса и дачи ею полных правдивых показаний.
ЗАДАЧА 6 (стр. 67)
В производстве следователя Чайкина имелось уголовное дело по обвинению Ширкова в совершении хулиганства в отношении Носова. Последний на допросе заявил, что преступник – мужчина на вид 23–25 лет, среднего роста, худощавый, имел темные волосы и высокий голос, но каких-то особых примет у него не было, поэтому опознать его он не сможет.
Следователь, ограничившись выяснением на допросе данной информации, принял решение не проводить предъявление для опознания.
Определите, прав ли следователь. Если да, обоснуйте свое мнение. Если нет, объясните, как следовало поступить, укажите, что следовало выяснить в ходе допроса, какие тактические приемы при этом применить, как подготовить данное следственное действие и как лучше его провести.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол предъявления для опознания Ширкова Носову.
ЗАДАЧА 6 (стр. 72)
При расследовании уголовного дела по обвинению Вараксина в совершении хулиганских действий в отношении Пронькиной было установлено, что Вараксин, проживая с Пронькиной в квартире с общей кухней, поссорился с потерпевшей и начал ее избивать. Пронькина смогла убежать от него и закрыться в своей комнате. Но Вараксин взломал дверь, так как хотел продолжить избиение. Пронькина, с ее слов, в последний момент смогла через форточку выбраться на улицу, убежать и обратиться в милицию. Однако Вараксин утверждал, что не избивал Пронькину, она была уже избита кем-то до него. Он только взломал дверь комнаты Пронькиной, но делал это по ее просьбе, так как она потеряла ключ и не могла выйти. По словам Вараксина, Пронькина лжет, так как хочет, чтобы его посадили в тюрьму, а она осталась в квартире одна. Подтверждается это тем, что она просто не смогла бы вылезти через форточку, так как является достаточно полной. Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент.
Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему, и чем его можно заменить.
Если следственный эксперимент возможен, поясните, какова его цель, что в связи с проведением эксперимента необходимо выяснить об обстоятельствах случившегося, какие условия являются важными, как, с участием кого и где следует организовать эксперимент. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол следственного эксперимента.
ЗАДАЧА 7 (стр. 79)
Правоохранительными органами проводится проверка по факту возгорания торгового павильона, полностью сгоревшего в ходе возникшего пожара.
Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации. Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о назначении экспертизы, подробно указав в нем вопросы, подлежащие разрешению, объекты, представляемые для исследования.
ЗАДАЧА 2 (стр. 119)
Жительница Минска Родионова обратилась в РУВД с заявлением о совершенном в отношении нее мошенничестве. Она рассказала, что несколько недель назад решила купить в подарок дочери собаку породы померанский шпиц и стала смотреть соответствующие объявления в интернете. По некоторым объявлениям она звонила, но ее не устраивал вид собак или их цена. В одном из объявлений ей очень понравился щенок на фотографии. Автор этого объявления не оставил свой телефон, а предложил написать ему по электронной почте. В ответ на ее вопросы о щенке Родионовой пришло письмо, в котором на русском языке было написано, что автор этого объявления Софи живет в Камеруне, где очень распространены собаки породы померанский шпиц, однако местный климат для них не подходит. Кроме того, уровень жизни большинства населения не позволяет должным образом содержать таких собак. Поэтому она (Софи) создала благотворительную организацию для спасения померанских шпицев и бесплатно посылает их по всему миру тем добрым людям, которые будут любить их и хорошо за ними ухаживать. Софи сообщила, что она сразу поняла, что Родионовой можно доверить собаку, и готова выслать ее в Минск бесплатно. Однако стоимость пересылки ее самолетом из Камеруна в Минск составляет 300 долларов США, которые она просит оплатить, так как их благотворительная организация не имеет таких средств. Софи дала номер счета в иностранном банке, на который надо было перечислить деньги, и сказала, что собака будет доставлена на следующий день после перечисления денег. Родионова хотела сделать сюрприз не только дочери, но и мужу, который должен был вернуться из командировки ко дню рождения дочери, и немедленно перечислила деньги, после чего спросила, когда встречать собаку. Софи ответила, что на следующий день рейсом в 16:00. Родионова поехала в аэропорт, но такого рейса не было. Самолеты, прибывшие в более позднее время, также не доставили ей собаку. Сотрудники аэропорта, к которым она обратилась за помощью, только посмеялись над ней. На ее письма Софи больше не отвечала. Когда через несколько дней вернулся из командировки муж, она пожаловалась ему на случившееся. Муж посмотрел ее переписку и нашел в интернете на Facebook страницу, которая велась от имени собаки породы померанский шпиц по кличке Бу, где среди других была и фотография, увиденная ею в объявлении о продаже щенка. Родионова сказала, что поняла, что ее обманули, и попросила привлечь виновных к ответственности.
Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию.
Определите состав следственно-оперативной группы.
Определите повод и основания к возбуждению уголовного дела. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий.
Выдвините и обоснуйте общие и частные версии.
Определите обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Составьте перечень необходимых следственных и иных действий.
Составьте перечень вопросов, подлежащих выяснению при допросе Родионовой.
Перечислите иных лиц, которые должны быть допрошены, и составьте перечни вопросов к ним.
Перечислите документы, подлежащие изъятию, и назовите учреждения и места, где они должны находиться.
Решите вопрос о необходимости правовой помощи. При положительном решении дополните приведенную информацию произвольной и составьте соответствующий документ. При отрицательном – обоснуйте свою точку зрения.
Перечислите следственные действия, которые следует осуществить в случае установления подозреваемого.
Составьте перечень вопросов, подлежащих выяснению при допросе подозреваемого в случае его установления. Назовите тактические приемы, которые могут быть применены при допросе.
Список использованной литературы:
Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: НОРМА–ИНФРА М, 2001. – 240 с. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории – к практике / Р.С. Белкин. – М.: Юрид, лит., 1988. – 304 с. Ищенко, Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Инфра-М», 2005. – 696 с. Криминалистика : учеб. для вузов / Т.В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р.С. Белкина. – М. :НОРМА – ИНФРА-М, 2000. – 990 с. Криминалистика: Учеб. / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 928 с. Криминалистика: Учеб. пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин [и др.]; под ред. А. В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 441 с. Криминалистика: учебник / под ред. Г.Н. Мухина; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 863 с. Практикум по криминалистике: Учеб. пособие / И.В. Капустина, В.М. Логвин, О.В. Маркова ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2014. – 194 с. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.