Задание 1
Формирование продуктовой стратегии предприятия
Фрагмент решения:
В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ (Бостонской консалтинговой группы) рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.
Парное соотношение «продукт – рынок» называют стратегической зоной хозяйствования (СЗХ). Анализ удобно вести именно по каждой СЗХ. Рассчитаем темпы роста рынков, относительную долю на рынке той или иной СЗХ, а также долю каждой СЗХ в общем объеме реализации. Расчетные данные приведены в таблице 3.2
Темпы роста: 1)3050/2750=1,11 2) 2900/2300=1,26 3) 370/270=1,37 4)970/920=1,05 5) 970/720=1,35 6) 940/820=1,15 7)1100/1400=0,79 8)750/950=0,79 9)900/880=1,02;
Задание 2
Определение гибкости продуктового портфеля предприятия
Фрагмент решения:
Проанализируем полученное распределение по интервальным ограничениям. Продукты №1,2,7,4,5,6 формируют примерно 80% дохода предприятия. Три указанных продукта из девяти составляют примерно 59% состава портфеля, следовательно, продуктовый портфель характеризуется относительно невысокой степенью гибкости.
Руководству предприятия в данной ситуации следует предпринять шаги к дальнейшему росту гибкости портфеля, что обезопасит его от влияния форсмажорных ситуаций на рынке и даст возможность маневра при неблагоприятных внешних условиях.
По степени реакции продуктов, входящих в портфель предприятия, на факторы влияния внешней среды – второй подход.
Сформируем список наиболее значимых потенциальных факторов влияния внешней среды (как негативных, так и позитивных) на хозяйственную деятельность предприятия. К ним могут быть отнесены: появление товаров-субститутов; рост стоимости энергоресурсов; появление новых технологий; ограничения на экспорт в развивающиеся страны
На основе подготовленных экспертами данных о влиянии (В), вероятности (Р) и времени воздействия (t) того или иного фактора, рассчитаем итоговую оценку влияния каждого фактора на продуктовый портфель предприятия по формуле (3.2
Задание 3
Диагностика конкурентной среды и построение конкурентной карты рынка
Фрагмент решения:
Ккп = 0,15*Эп + 0,29*Фп +0,23*Эс + 0,33*Кт
Ккп2010 = 0,15*5,3446+0,29*2,55+0,23*3,6486+0,33*1,1111 = 2,7481=2,75;
Ккп2011 = 0,15*4,2195+0,29*2,34+0,23*2,6669+0,33*1,1596 = 2,3081=2,31;
Ккп2012 = 0,15*5,5130+0,29*2,90+0,23*3,9725+0,33*1,1510 = 2,9619=2,96
Коэффициент конкурентоспособности фирмы в 2011 году несколько снизился по сравнению с предыдущим периодом – с 2,75 до 2,31, основные причины, приведшие к ослаблению конкурентной позиции – это проникновение на рынок новых конкурентов, предлагающих более выгодные условия для потенциальных клиентов, несоответствие качества продукции требованиям потребителей, а соответственно, снижение эффективности производства, ухудшение финансового положения фирмы, уменьшение эффективности реализации (эффективности работы маркетинговой службы).
Но в 2012 году наблюдается рост конкурентоспособности фирмы по сравнению с 2011 годом. Это связано с тем, что предприятию удалось улучшить свои сравнительные преимущества в производстве и реализации товаров и услуг по отношению к производителям и поставщикам аналогичных товаров и услуг. Т.к. конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара соотносятся между собой как часть одного целого, то причиной усиления конкурентной позиции стало улучшение качества производимой и соответственно реализуемой продукции, на одновременном фоне уменьшения себестоимости продукции и, следовательно, снижении цены.
Задание 4
Диагностика конкурентной среды и построение конкурентной карты рынка
Фрагмент решения:
Чем больше коэффициент энтропии Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. В отчетном периоде уровень концентрации рынка уменьшился, что следует оценить положительно. В целом же коэффициент энтропии принимает достаточно низкие значения, что свидетельствует о достаточно невысокой концентрации рынка.
Данные таблицы 3.15 показывают, что фирмы-лидеры рынка находятся в достаточно хорошем положении, имеют сильные позиции по темпу роста рыночной доли (предприятия №50, 24, 61). Аутсайдеры рынка имеют слабые позиции (за исключением 29, имеющего лидирующее значение темпа роста рыночной доли). Относительно предприятий 5, 98, 54, 42 и 90 – возможен их уход с рынка в ближайшее время. Предприятиям 18, 70 и 78 необходимо в кратчайшие сроки принять меры по улучшению темпов роста рыночной доли, иначе они могут оказаться в аутсайдерах рынка.